Что читают





  • Карма-йога

    «Ты имеешь право на действие, но только на действие и никогда — на его плоды. Пусть плоды твоих действий никогда не станут для тебя побудительной причиной. И тем не менее не позволяй себе привязанности к бездействию»

  • Тантрический шиваизм

    Йог, достигающий центра колеса, там, где воедино собраны все энергии, одновременно находится в полном покое и испытывает чудесную эйфорию, поскольку может видеть то, что находится на периферии непрерывно обновляемого колеса опыта и явлений, и быть вне всего этого...

  • Кундалини-йога

    Природа кундалини — одновременно светящаяся и звучащая. Первый из этих аспектов — ссылка на «огонь», характеризующий утонченное состояние и жизненный принцип, второй соотносится с колдовской наукой, образующей существенную часть этой йоги (мантра-йога)...



Google


Содержание



Предварительные замечания о йоге и небрахманические системы йоги
Истоки йоги
Йога и тапас
Йога в ведических упанишадах
Йога и джайнизм
Йога и буддизм

Основы учения классической йоги: санкхья
Пуруша
Природа и ее составляющие
Переселяющееся тело и Освобождение

Йога Патанджали, или «царская йога»
Психическая структура
Предварительные дисциплины
Медитативная поза и контроль дыхания
Концентрация и медитация
Самадхи с познавательной способностью
Сверхъестественная власть
Высший самадхи и состояние «живого освобожденного»

Действие, любовь, знание: тройная йога
Карма-йога
Бхакти-йога
Джньяна-йога

Шиваитская йога
Южный шиваизм: пашупата и родственные секты
Тантрический шиваизм Кашмира

Кундалини-йога
Нади
Чакры
Пробуждение и восхождение кундалини

Хатха-йога
Асаны
Пранаяма
Мудры



Первостепенная цель сайта — показать йогу в соответствующем контексте, то есть, в первую очередь, в контексте Индии. Те люди, которые вырабатывали ее техники, создали их столь замысловатыми и столь сбивающими с толку, что нам сегодня доступна лишь их внешняя сторона и они не поддаются привычным нас способам классификации. Ни у наших философов, ни у наших теологов и мистиков, ни даже в различных традициях, использующих инициацию в языческом или христианском мире, мы не можем найти что-либо эквивалентное. И в то же время они ни в коей мере не относятся к «примитивному», или дологическому, менталитету, они рождены одной из самых интеллектуализированных и утонченных цивилизаций, когда-либо существовавших. Таким образом, прежде чем пытаться представить универсальную и — более того — актуальную йогу, следует помнить об усилиях, необходимых для того, чтобы проникнуть в этот особый мир.

Вторая цель — показать, насколько йога одновременно логична и многопланова. Правильнее было бы говорить о существовании не одной йоги, а многих йог, которые ни одно исследование, сколь бы масштабным оно ни было, не может охватить исчерпывающим образом. Но столь же справедливо говорить и о том, что существует лишь одна йога, если иметь в виду неизменную и единственную цель столь различных, а порою на первый взгляд полностью взаимоисключающих методов.

Сохранится ли йога в будущем — в самой Индии или за ее пределами в более или менее адаптированных формах? Что касается первого, признаем, что было бы смешно не только предсказывать, но даже делать какие-либо категорические утверждения в отношении страны, территория которой равняется шести Франциям и в которой проживает 1 миллиард человек, где говорят на сотнях языков и диалектов, где ритуалы, сложившиеся несколько тысячелетий назад, сосуществуют с формами поведения, ни в чем уступающими ритуалам западных технократических обществ.

Пора бы перестать верить в то, что Индия заселена исключительно помешанными на боге мистическими мечтателями и заклинателями змей. Индия — это также страна ученых (каковой она всегда и была): логиков, математиков, — где всегда уважался интеллект во всех его аспектах и во всех его проявлениях. Йога и научный прогресс в Индии потому могут мирно уживаться друг с другом, что в этой стране объективное аналитическое знание и абсолютное метафизическое знание не противоречат друг другу, не совмещаются, не конкурируют, поскольку у них различная природа и они по-разному воздействуют на реальность.

Наука, философия и в значительной степени религия, согласно йоговской точке зрения, способствуют развитию интеллекта и только интеллекта. Однако интеллект — есть лишь способность (впрочем, гипертрофированная у современного человека), инструмент, необходимый для функционирования в мире и поддержания в нем минимальной или иллюзорной связанности, который проявляет себя как сила стесняющая и даже вредоносная с того времени, как появилось стремление к внутренней свободе (другими словами, нельзя высвободить мысль с помощью мысли). Так, тот, кто собирается «изучить» йогу как объективную науку, «понять» ее, не вжившись в нес, скоро окажется в тупике. Как гласит индийская мудрость, для того чтобы познать плод, его нужно хотя бы отведать.

В области йоги мастерство не измеряется ни известностью, ни количеством учеников. Подобно тому как Рамакришна знаменовал собой XIX век в Индии, два йога в XX веке приобрели уже всемирную известность. Первый — Рамана Махарши (1879—1950), который обучал главным образом через молчаливое присутствие, а вовсе не диалогами об инициации. В нем был инкарнирован своего рода бессмертный архетип Мудреца. Второй, Шри Ауробиндо (1872—1950), войдя одновременно в западную и восточную культуру, предложил свою «интегральную йогу» в качестве инструмента эволюции человечества к высшему, или «надпсихическому», состоянию.

Наряду с этими двумя титанами существовали другие учителя, менее знаменитые, иногда практически неизвестные, но и они донесли вплоть до наших дней различные традиции йоги. Они могли быть брахманами в маленьких селениях, могли вести отшельнический образ жизни в горах или лесу, странствовать но полям, останавливаясь не более чем на сутки в одном месте, или же растворяться в толпе какого-либо огромного города, где турист бы их и не заметил.

Современная Индия породила также определенное количество шарлатанов, обычно больше ценимых за границей, чем в самой стране, — гуру на экспорт, воодушевленных огнем скорее коммерческим, чем священным, знатоков акробатических поз, слывущих знаменитыми учителями по хатха-йоге, ловких психологов, превратившихся в духовных учителей, чуть ли не мессий. К сожалению, часто именно из этих нечистых источников Запад черпал знания о йоге и тантризме (также как это было с открытием дзен-буддизма или даосизма).

Сайт управляется системой uCoz