Предварительные замечания о йоге
и небрахманические системы йоги
Истоки йоги
Йога и тапас
Йога в ведических упанишадах
Йога и джайнизм
Йога и буддизм
Основы учения классической йоги: санкхья
Пуруша
Природа и ее составляющие
Переселяющееся тело и Освобождение
Йога Патанджали, или «царская йога»
Психическая структура
Предварительные дисциплины
Медитативная поза и контроль дыхания
Концентрация и медитация
Самадхи с познавательной способностью
Сверхъестественная власть
Высший самадхи и состояние «живого освобожденного»
Действие, любовь, знание: тройная йога
Карма-йога
Бхакти-йога
Джньяна-йога
Шиваитская йога
Южный шиваизм: пашупата и родственные секты
Тантрический шиваизм Кашмира
Кундалини-йога
Нади
Чакры
Пробуждение и восхождение кундалини
Хатха-йога
Асаны
Пранаяма
Мудры
Первостепенная цель сайта — показать йогу в
соответствующем контексте, то есть, в первую
очередь, в контексте Индии. Те люди, которые
вырабатывали ее техники, создали их столь
замысловатыми и столь сбивающими с толку, что нам
сегодня доступна лишь их внешняя сторона и они не
поддаются привычным нас способам классификации. Ни у
наших философов, ни у наших теологов и мистиков, ни
даже в различных традициях, использующих инициацию в
языческом или христианском мире, мы не можем найти
что-либо эквивалентное. И в то же время они ни в
коей мере не относятся к «примитивному», или дологическому, менталитету, они рождены одной из
самых интеллектуализированных и утонченных
цивилизаций, когда-либо существовавших. Таким
образом, прежде чем пытаться представить
универсальную и — более того — актуальную йогу,
следует помнить об усилиях, необходимых для того,
чтобы проникнуть в этот особый мир.
Вторая цель — показать, насколько йога одновременно
логична и многопланова. Правильнее было бы говорить
о существовании не одной йоги, а многих йог, которые
ни одно исследование, сколь бы масштабным оно ни
было, не может охватить исчерпывающим образом. Но
столь же справедливо говорить и о том, что
существует лишь одна йога, если иметь в виду
неизменную и единственную цель столь различных, а
порою на первый взгляд полностью взаимоисключающих
методов.
Сохранится ли йога в будущем — в самой Индии или за
ее пределами в более или менее адаптированных
формах? Что касается первого, признаем, что было бы
смешно не только предсказывать, но даже делать
какие-либо категорические утверждения в отношении
страны, территория которой равняется шести Франциям
и в которой проживает 1 миллиард человек, где
говорят на сотнях языков и диалектов, где ритуалы,
сложившиеся несколько тысячелетий назад,
сосуществуют с формами поведения, ни в чем
уступающими ритуалам западных технократических
обществ.
Пора бы перестать верить в то, что Индия заселена
исключительно помешанными на боге мистическими
мечтателями и заклинателями змей. Индия — это также
страна ученых (каковой она всегда и была): логиков,
математиков, — где всегда уважался интеллект во всех
его аспектах и во всех его проявлениях. Йога и
научный прогресс в Индии потому могут мирно
уживаться друг с другом, что в этой стране
объективное аналитическое знание и абсолютное
метафизическое знание не противоречат друг другу, не
совмещаются, не конкурируют, поскольку у них
различная природа и они по-разному воздействуют на
реальность.
Наука, философия и в значительной степени религия,
согласно йоговской точке зрения, способствуют
развитию интеллекта и только интеллекта. Однако
интеллект — есть лишь способность (впрочем,
гипертрофированная у современного человека),
инструмент, необходимый для функционирования в мире
и поддержания в нем минимальной или иллюзорной
связанности, который проявляет себя как сила
стесняющая и даже вредоносная с того времени, как
появилось стремление к внутренней свободе (другими
словами, нельзя высвободить мысль с помощью мысли).
Так, тот, кто собирается «изучить» йогу как
объективную науку, «понять» ее, не вжившись в нес,
скоро окажется в тупике. Как гласит индийская
мудрость, для того чтобы познать плод, его нужно
хотя бы отведать.
В области йоги мастерство не измеряется ни
известностью, ни количеством учеников. Подобно тому
как Рамакришна знаменовал собой XIX век в Индии, два
йога в XX веке приобрели уже всемирную известность.
Первый — Рамана Махарши (1879—1950), который обучал
главным образом через молчаливое присутствие, а
вовсе не диалогами об инициации. В нем был
инкарнирован своего рода бессмертный архетип
Мудреца. Второй, Шри Ауробиндо (1872—1950), войдя
одновременно в западную и восточную культуру,
предложил свою «интегральную йогу» в качестве
инструмента эволюции человечества к высшему, или «надпсихическому»,
состоянию.
Наряду с этими двумя титанами существовали другие
учителя, менее знаменитые, иногда практически
неизвестные, но и они донесли вплоть до наших дней
различные традиции йоги. Они могли быть брахманами в
маленьких селениях, могли вести отшельнический образ
жизни в горах или лесу, странствовать но полям,
останавливаясь не более чем на сутки в одном месте,
или же растворяться в толпе какого-либо огромного
города, где турист бы их и не заметил.
Современная Индия породила также определенное
количество шарлатанов, обычно больше ценимых за
границей, чем в самой стране, — гуру на экспорт,
воодушевленных огнем скорее коммерческим, чем
священным, знатоков акробатических поз, слывущих
знаменитыми учителями по хатха-йоге, ловких
психологов, превратившихся в духовных учителей, чуть
ли не мессий. К сожалению, часто именно из этих
нечистых источников Запад черпал знания о йоге и
тантризме (также как это было с открытием
дзен-буддизма или даосизма).