В достаточно часто
цитируемом гимне из «Ригведы» (X, 136) описываются
волосатые аскеты (кешин), «подпоясанные ветром» или
одетые в лохмотья цвета охры, друзья вселившихся в
них богов. Они оседлали ветер, покинули свое тело,
охватывая взглядом любые формы. Следует ли искать
предшественников йогов среди этих завсегдатаев
экстаза, которые, судя по всему, были в Индии
известны всегда и которые под разными именами {муни,
яти, вратья, брахма-карин и др.) фигурируют в
древнейшей санскритской литературе?
Бродячие или оседлые аскеты, живущее одиноко или
собранные в таинственные братства, развивали
оккультные возможности, иногда предавались оргиям
пли, напротив, исполняли самые строгие и самые
невероятные обеты: в течение года пребывали в
положении вниз головой или неподвижно сидели на
открытом солнце меж четырьмя кострами; наполовину
погружались в муравейник; сохраняли такую
неподвижность, что птицы устраивали гнезда у них в
волосах; терпели бессонницу, изматывающие голодовки;
хранили полное молчание в течение нескольких лет, а
то и всей жизни; имитировали поведение коров или
даже (что уже приближается к йоге) задерживали
дыхание, выходя за границы вероятного.
Цель всех этих строгостей (и, в частности,
последней, уже вполне оцененной по достоинству)
была, в сущности, сильно удалена от христианской
идеи «покаяния» и заключалась в том, чтобы
посредством чрезвычайного напряжения, фрустрации и
мучений от жары и огня вызвать созидательный
внутренний жар, так называемый тапас (не поддающийся
точному переводу термин, имеющий первостепенное
значение в индийской традиции вплоть до наших дней).
Итак, тапас, доступный не многим, полностью
принадлежит брахманнстской ортодоксии. Наряду с
жертвой и созерцанием, он входит в триединую
дисциплину, предписываемую мужчинам, которые
(обучившись под руководством учителя и ведя затем
жизнь главы семьи) избирают на третьей стадии своей
жизни уход в лес. Впрочем, «сами боги достигли
своего божественного ранга через тапас» («Тайтирия-брахмана»
П1,12,3).
Праджапати произвел мир, согреваясь («Айтарея-брахмана»
V, 32, 1). Звезды рождаются из его пор, когда он
предается тапасу («Шатапатха-брахмана» X, 4, 4, 2).
Аскет, направляя свои усилия к тому, чтобы жар стал
видимым, приобретает безграничную власть и
причисляется к лику богов. Иногда, удовлетворенные
тем, как он прошел испытание, боги предоставляют ему
привилегии, по бывает и так, что они чувствуют
угрозу своему господству.
Тапас представляет собой явную жертву, а жертва в
ведической философии всесильна, это абсолютное
оружие, это «пуп мира» («Ригведа» IV, 7, 6). Вместо
того чтобы жертвовать богам зримое пламя или же
какую-то внешнюю субстанцию (молоко, топленое
масло), тапасвин дарит им все свои умственные и
жизненные функции начиная с дыхания, этого
непрерывного «жертвенного возлияния».
Тапас и йога: в позднейшей литературе, в частности
эпической, эти два термина сближаются, почти
смешиваясь в едином магическом очаровании. «Сила
йога» (йогабалам), согласно «Махабхарате» (III, 2,80
и далее), есть результат тапаса. С помощью той или
иной техники можно также смягчить богов или
подчинить их себе. Тем не менее при более тщательном
рассмотрении становится понятно, что тапас и нога не
эквивалентны друг другу.
Первый нацелен преимущественно на власть, вторая
направлена на Освобождение {мокша, мукти).
Разумеется, йогин может также практиковать тапас, но
тапасвин изначально не присуще глубокий смысл йоги.
Он совершает насилие над природой, тогда как йогин
возвышается над природой, приспосабливаясь к ней.
Тапас можно определить следующим образом: это своего
рода стихийная йога, в том смысле, в котором говорят
о «стихийной мистике» в противовес мистике научной;
энергия та же, но направлена она на другое. Кроме
того, для практики тапаса, в сущности, не нужны ни
методика, ни учитель — достаточно силы воли. Йога
же, напротив, не видит себя вне преемственности,
сопровождаемой обрядом инициации. Только мудрый гуру
знает, как руководить учеником и соизмерять его
усилия.
Будда осуждал излишества аскетизма, которому сам до
этого отдал дань. «Бхагавадгита» (XVII, 5—6) схожим
образом осуждает «людей, которые выполняют не
предписанные священными текстами суровые строгости
высокомерно и эгоистично, идя на поводу у своих
желаний и страстей [...] демонические по своей
сущности». А вот Панджали сохранил тапас в качестве
одной из пяти ни ям (принуждении), которые
составляют второй этап раджа-йоги: «Через тапас,
через разрушение порочности, [достигается]
совершенствование тела и способностей» («Йога-сутра»
II, 43).
Истоки йоги
Йога и тапас
Йога в ведических упанишадах
Йога и джайнизм
Йога и буддизм