Что читают





  • Карма-йога

    «Ты имеешь право на действие, но только на действие и никогда — на его плоды. Пусть плоды твоих действий никогда не станут для тебя побудительной причиной. И тем не менее не позволяй себе привязанности к бездействию»

  • Тантрический шиваизм

    Йог, достигающий центра колеса, там, где воедино собраны все энергии, одновременно находится в полном покое и испытывает чудесную эйфорию, поскольку может видеть то, что находится на периферии непрерывно обновляемого колеса опыта и явлений, и быть вне всего этого...

  • Кундалини-йога

    Природа кундалини — одновременно светящаяся и звучащая. Первый из этих аспектов — ссылка на «огонь», характеризующий утонченное состояние и жизненный принцип, второй соотносится с колдовской наукой, образующей существенную часть этой йоги (мантра-йога)...



Google


Хатха-йога


Асаны
Пранаяма
Мудры

Хатха-йога — наиболее известная на Западе форма йоги, по это вовсе не означает, что она здесь лучше понята, Еe часто сводят к «физической йоге», «йоге тела». Такое выражение существует и па санскрите (гхатастха-йога), и оно оправданно, если рассматривать тело в целом, каким его видят индуисты, то есть в его трех измерениях: причинном, тонком и грубом, и применять во втором аспекте не только теоретическое, по и экспериментальное знание: прямое знание о чакрах, нади и вайю.

В этом случае следует идти еще дальше. Цель этой йоги — превратить грубое тело в «совершенное тело» (сиддха-деха), в «божественное тело» (дивья-деха) или, как говорится в тантрическом буддизме, нетленное и практически «бессмертное» «тело жемчужины-молнии» (ваджра-рупа). Короче говоря, речь идет об осуществлении Освобождения в том же геле — «храме бога», микрокосме, в котором заключены в латентном состоянии все эпергии универсума.

Считается, что это достаточно амбициозное предприятие требует определенности и поли, выходящих за рамки обыденного. Впрочем, и само слово «хатха» означает «сила», «необузданность», «большое усилие». Это слово состоит из двух частей: «ха» — «Солнце» и «тха» — «Луна», что отсылает нас к двум боковым нади — пингале и иде, к двум дыханиям - пране и апане и к другим полярным парам, которые хатха-йог пытается объединить в сушумне — срединном канале. Таким образом, в своей высшей форме хатха-йога совпадает с кундалини-йогой. Это героический путь, своего рода кратчайший путь, эффективный, но авантюрный, позволяющий проникнуть в абсолютное посредством своеобразного взлома.

Исторически традиция «йоги силы» связана с существующим до сих пор обрядом инициации, хотя и в ослабленной форме; это традиция кантп-хатов (называемых так из-за больших колец, продеваемых ими в уши, которые прокатывались во время инициации). Также их называют натха-сиддхами, или натха-йогами, или горахнатхами — по имени основоположника Горакшанатхи (на хинди — Горакхнатх), который сам был учеником Матсиендранадтхи. Этй два знаменитых гуру, жившие предположительно в VII веке, входят в традиционные списки 84 сиддхов («совершенных»), почитаемых не только в Индии, но и в Непале и на Тибете, героев бесчисленных легенд, в которых они предстают могущественными волшебниками, алхимиками, чудотворцами, обладателями непостижимой мудрости.

Эти адепты поиска «твердого как алмаз тела» дали рождение особому направлению медицины так называемой «медицине сиддхов», практикующейся в паши дни главным образом в южной Индии. Ее характеризует не только значение, которое она придает изучению пульса, но также признание существования в чакрах (в тамильских текстах муттику, или «узлы») важных перекрестков дыхания. Во всяком случае, именно из другой, более классической, медицины «Аюрведы» («Знание о долголетии») хатха-йога позаимствовала большинство понятий в области физиологии, патологии, психологии, гигиены и диетологии.

Например, различие между тремя жизненными жидкостями (ветер, желчь, флегма); перечень семи органических субстанций, или дхату (хилус, кровь, плоть, жир, кости, костный мозг, сперма); перечень десяти дыханий, или вайю: пять главных {прана — «дыхание вперед», ответственное за дыхание, глотание и прием пищи; удана — «дыхание вверх», производящее речь; самана — «концентрированное дыхание», обеспечивающее переваривание и усвоение пищи; вьяна — «распределяющееся дыхание», регулирующее циркуляцию крови, лимфы и нервной энергии и движение конечностей; апана — «дыхание вниз», регулирующее выделения, мочеиспускание, эякуляцию, менструации, потоотделение) и пять низших дыханий, контролирующих различные действия (икание, моргание, чихание и т. п.), а также понятие «ойяс» — «духовная сила», в которую преобразуется укрощенная сексуальная энергия; и — в более общем плане — убежденность н том, что тело и психическое состояние представляют собой единое целое и, воздействуя на одно, неизбежно изменяют и другое.

Существует довольно большое количество трудов по хатха-йоге, идущих от традиции натхов н других родственных школ. Кроме «Горакша-шатака» (самого древнего, приписываемого Горакхнатху) к позднему Средневековью относят возникновение еще трех авторитетных источников: «Хатха-йога-прадипика», «Гхеранда-самхита» и «Шива-самхита. По преимуществу мало разработанные в философском плане, это в первую очередь учебники по различным техникам, краткие справочники, не пригодные к использованию без серьезной помощи специалистов.





Сайт управляется системой uCoz