Асаны
Пранаяма
Мудры
Хатха-йога — наиболее
известная на Западе форма йоги, по это вовсе не
означает, что она здесь лучше понята, Еe часто
сводят к «физической йоге», «йоге тела». Такое
выражение существует и па санскрите (гхатастха-йога),
и оно оправданно, если рассматривать тело в целом,
каким его видят индуисты, то есть в его трех
измерениях: причинном, тонком и грубом, и применять
во втором аспекте не только теоретическое, по и
экспериментальное знание: прямое знание о чакрах,
нади и вайю.
В этом случае следует идти еще дальше. Цель этой
йоги — превратить грубое тело в «совершенное тело» (сиддха-деха),
в «божественное тело» (дивья-деха) или, как
говорится в тантрическом буддизме, нетленное и
практически «бессмертное» «тело жемчужины-молнии» (ваджра-рупа).
Короче говоря, речь идет об осуществлении
Освобождения в том же геле — «храме бога»,
микрокосме, в котором заключены в латентном
состоянии все эпергии универсума.
Считается, что это достаточно амбициозное
предприятие требует определенности и поли, выходящих
за рамки обыденного. Впрочем, и само слово «хатха»
означает «сила», «необузданность», «большое усилие».
Это слово состоит из двух частей: «ха» — «Солнце» и
«тха» — «Луна», что отсылает нас к двум боковым нади
— пингале и иде, к двум дыханиям - пране и апане и к
другим полярным парам, которые хатха-йог пытается
объединить в сушумне — срединном канале. Таким
образом, в своей высшей форме хатха-йога совпадает с
кундалини-йогой. Это героический путь, своего рода
кратчайший путь, эффективный, но авантюрный,
позволяющий проникнуть в абсолютное посредством
своеобразного взлома.
Исторически традиция «йоги силы» связана с
существующим до сих пор обрядом инициации, хотя и в
ослабленной форме; это традиция кантп-хатов
(называемых так из-за больших колец, продеваемых ими
в уши, которые прокатывались во время инициации).
Также их называют натха-сиддхами, или натха-йогами,
или горахнатхами — по имени основоположника
Горакшанатхи (на хинди — Горакхнатх), который сам
был учеником Матсиендранадтхи. Этй два знаменитых
гуру, жившие предположительно в VII веке, входят в
традиционные списки 84 сиддхов («совершенных»),
почитаемых не только в Индии, но и в Непале и на
Тибете, героев бесчисленных легенд, в которых они
предстают могущественными волшебниками, алхимиками,
чудотворцами, обладателями непостижимой мудрости.
Эти адепты поиска «твердого как алмаз тела» дали
рождение особому направлению медицины так называемой
«медицине сиддхов», практикующейся в паши дни
главным образом в южной Индии. Ее характеризует не
только значение, которое она придает изучению
пульса, но также признание существования в чакрах (в
тамильских текстах муттику, или «узлы») важных
перекрестков дыхания. Во всяком случае, именно из
другой, более классической, медицины «Аюрведы»
(«Знание о долголетии») хатха-йога позаимствовала
большинство понятий в области физиологии, патологии,
психологии, гигиены и диетологии.
Например, различие между тремя жизненными жидкостями
(ветер, желчь, флегма); перечень семи органических
субстанций, или дхату (хилус, кровь, плоть, жир,
кости, костный мозг, сперма); перечень десяти
дыханий, или вайю: пять главных {прана — «дыхание
вперед», ответственное за дыхание, глотание и прием
пищи; удана — «дыхание вверх», производящее речь;
самана — «концентрированное дыхание», обеспечивающее
переваривание и усвоение пищи; вьяна —
«распределяющееся дыхание», регулирующее циркуляцию
крови, лимфы и нервной энергии и движение
конечностей; апана — «дыхание вниз», регулирующее
выделения, мочеиспускание, эякуляцию, менструации,
потоотделение) и пять низших дыханий, контролирующих
различные действия (икание, моргание, чихание и т.
п.), а также понятие «ойяс» — «духовная сила», в
которую преобразуется укрощенная сексуальная
энергия; и — в более общем плане — убежденность н
том, что тело и психическое состояние представляют
собой единое целое и, воздействуя на одно, неизбежно
изменяют и другое.
Существует довольно большое количество трудов по
хатха-йоге, идущих от традиции натхов н других
родственных школ. Кроме «Горакша-шатака» (самого
древнего, приписываемого Горакхнатху) к позднему
Средневековью относят возникновение еще трех
авторитетных источников: «Хатха-йога-прадипика», «Гхеранда-самхита»
и «Шива-самхита. По преимуществу мало разработанные
в философском плане, это в первую очередь учебники
по различным техникам, краткие справочники, не
пригодные к использованию без серьезной помощи
специалистов.