Что читают





  • Карма-йога

    «Ты имеешь право на действие, но только на действие и никогда — на его плоды. Пусть плоды твоих действий никогда не станут для тебя побудительной причиной. И тем не менее не позволяй себе привязанности к бездействию»

  • Тантрический шиваизм

    Йог, достигающий центра колеса, там, где воедино собраны все энергии, одновременно находится в полном покое и испытывает чудесную эйфорию, поскольку может видеть то, что находится на периферии непрерывно обновляемого колеса опыта и явлений, и быть вне всего этого...

  • Кундалини-йога

    Природа кундалини — одновременно светящаяся и звучащая. Первый из этих аспектов — ссылка на «огонь», характеризующий утонченное состояние и жизненный принцип, второй соотносится с колдовской наукой, образующей существенную часть этой йоги (мантра-йога)...



Google


Пранаяма



А) Очищение нади. Согласно традиции сиддхов, болезни являются следствием плохой циркуляции жизненной энергии через нечистые нади. Блокирование и застой дыхания в одном из этих каналов приводит к потере баланса, влияющего, в свою очередь, на органические вещества (дхату), и вызывает различные недуги. Таким образом, первая задача йога, после того как он укрепит свое тело с помощью асан, — очистить нади, используя пранаяму, называемую нади-шодхана: делается вдох через левую ноздрю и после задержки дыхания, сопровождаемого тремя бандхами (см. ниже), производится выдох через другую ноздрю, после чего те же действия повторяются наоборот: вдох через правую ноздрю, выдох — через левую. Затем опять вдыхают через левую ноздрю и т. д.

Согласно «Гхеранда-самхите» (V, 55—56), у этой пранаямы бывает три варианта: большая пранаяма состоит из 20 матр (примерно 20 секунд, полный цикл, для того чтобы сделать вдох, задержку дыхания и выдох, составляет соответственно 20, 80 и 40), средняя — из 16 матр (16, 64, 32) и малая — из 12 матр (12, 48,24). Последняя вызывает потоотделение, вторая — дрожь, первая же может привести к левитации. Эта продолжительность неодинакова в различных текстах, которые согласуются только в основном ритме трех фаз: 1, 4, 2. «Хатха-йога-прадипика» (II, 11) предписывает делать данное упражнение четырежды в сутки: на восходе солнца, в полдень, в сумерки и в полночь — и постепенно увеличивать количество пранаям до 80 за сеанс (что даже в сокращенном варианте составляет около семи с половиной часов в сутки).

В том же труде уточняется (II, 16—17), что трех месяцев таких регулярных занятий достаточно, чтобы полностью очистить циркуляцию пади: «Правильно выполненная пранаяма разрушает все болезни. А неправильное выполнение порождает все болезни: икание, одышку, кашель, мигрени, боли в ушах и глазах и так далее».

В) Шесть действий. Прежде чем приступить к пранаяме или же в случае, когда ее трудно начать из-за дисбаланса трех жидкостей (избыток жира, кислоты, слизи, газа и т. д.), рекомендовано прибегнуть к шести очистительным средствам (шаткарманам), часть которых своим архаичным и экстравагантным видом способна отпугнуть наших современников. Но мы все же уточним, что, если кто-то и освобождается таким образом, к данным процедурам, о которых мы здесь коротко расскажем, не следует прибегать, не вдаваясь в технические детали, зачастую очень сложные.

1)Дхаути — внутреннее очищение. Заключается н медленном заглатывании длинной хлопчатобумажной ленты (ее конец зажимают зубами), после чего некоторое время ее удерживают в желудке, «сбивая масло» с помощью наули (см. ниже), а затем срыгивают. «Гхеранда-самхита», весьма многословная по поводу карм (называемых также криями), приводит и другие формы внутреннего очищения, как-то: очищение желудка (антардхаути), само но себе разделенное па несколько этапов; очищение ротовой полости (дантадхаути), включающее чистку зубов, десен, языка, ушей, нёба, пазух; очищение «груди» (хриддхаути), то есть манипуляции по вызову рвоты; очищение прямой кишки (мулашодхана).

2) Басти — мытье. Существует две формы: в воде и «на сухую». Первая заключается в том, чтобы, стоя на корточках, погрузиться в воду до пупка и поочередно сокращать и расширять анальный сфинктер (с помощью трубки или без), чтобы втягивать жидкость в кишечник и заставлять се там циркулировать, после чего ее выталкивать. Мытье «на сухую» выполняется в различных позах, при которых втягивается не вода, а воздух.

3) Для того чтобы осуществить нети, надо сначала ввести тонкую веревочку, смоченную в растительном масле, в ноздрю и вывести ее через рот. Затем, взявшись за концы веревочки, ее перемещают туда и обратно, а затем промывают носовые отверстия. Натренировавшись, можно даже протянуть веревочку из одной ноздри в другую.

4) Тратака. Это упражнение на концентрацию глаз, которое, как считается, излечивает глазные болезни, а на чудодейственном уровне дает ясновидение. Речь идет о фиксировании немигающего взгляда на очень маленьком предмете, например на пламени свечи или на раскаленном конце благовонной палочки, пока не навернутся слезы.

5) В наули (от нау — «корабль») нужно сокращать и изолировать прямые мышцы брюшной полости, после чего придать им поворотное движение в одну и в другую сторону «со стремительностью вихря» («Хатха-Гюга-прадипика» II, 33—34).

6) И наконец, капалабхати («просветление головы»). Это форма ритмичного дыхания, когда резко н сильно делается активный выдох путем сокращения мышц живота, в то время как дыхание пассивно и идет само по себе, без усилий.

С) Основные пранаямы. Различают восемь главных форм пранаямы.

1) Сурьябхеда(на) («прорыв Солнца»): делают медленный и глубокий вдох через солнечную (правую) ноздрю, сдерживают дыхание до предела возможностей, затем делают выдох через левую (встречается также и выдох через правую). Эта иранаяма стимулирует энергию в пингала-нади, которую некоторые связывают с симпатической нервной системой и левым полушарием головного мозга.

2) Уджайи («победительница»): делают вдох через обе ноздри с частичным сокращением голосовой щели, которая при этом издает легкий хрип, воздух удерживают максимально долго, затем делают выдох через левую ноздрю с тем же характерным шумом. Достоинство этой пранаямы. дающей глубокие психические результаты, в том, что ее можно выполнять не только сидя, по и в любом ином положении: стоя, лежа, в движении или па ходу (при условии отказа от задержания дыхания или хотя бы сокращения).

3) Ситкари («воспроизведение звука сит»): делают вдох через рот, производя звук «си», или «сит»; язык находится за почти полностью сомкнутыми зубами таким образом, чтобы он не касался нёба; воздух удерживают, затем выдыхают через нос. Такое свистящее дыхание очищает тело, и его желательно производить в теплую погоду.

4) Шитали («освежающая»): дает почти такой же результат; воздух здесь также вдыхается через рот со свистящим звуком, но язык при этом сложен в трубку.

5) Бхастрика («кузнечные меха»): самая мощная из пранаям, способная разрубить три пранических узла и пробудить кундалини, если нади уже очищены; циклы вдохов и выдохов следуют друг за другом равномерно, быстро и интенсивно, мобилизуя всю дыхательную систему. За последним вдохом следует как можно более долгое удержание воздуха.

6) Бхрамари. («пчела»): заключается в быстром сильном вдохе, который сопровождается звуком, похожим па жужжание, издаваемым при закрытом рте, затем дыхание задерживается и делается очень медленный выдох со звуком гораздо более высоким, чем пчелиное жужжание. В своих высших формах это упражнение открывает сознание для некоторых тонких звуков и для «нементального» состояния (унмани, или манонмани).

7) Мурчхха («потеря сознания»): без длительной подготовки считается опасной процедурой; после вдоха нужно задерживать дыхание, пока это не станет невыносимым, поддерживая джаландхара-бандху (см. ниже) очень твердо или, согласно другой традиции, откинув голову назад, приведя руки в напряжение и подняв плечи. Несмотря па это чрезвычайное усилие, следующий за этим выдох должен быть контролируемым и очень медленным (во втором способе он осуществляется с постепенным опусканием головы). Если верить «Гхеранда-самхите» (V, 83), «тогда наступает ментальная потеря сознания, сопровождаемая глубокой радостью».

8) Плавини («заставляющая плавать»): эта пранаяма упоминается в работах редко; либо через рот, либо через нос воздух втягивается в желудок, где удерживается максимально возможное время. Утверждают, что при голодании такой прием снижает чувство голода. Он также позволяет всплывать в воде: желудок, наполненный воздухом, действует как спасательный круг.

D) Три лигатуры. Любое удержание дыхания должно сопровождаться особыми сокращениями — бандхами, «лигатурами».

1) Джаландхара-бандха («лигатура, контролирующая сеть» нади). Выполняется сразу после вдоха (а также при пустых легких одновременно с остальными двумя бандхами). Подбородок сильно упирают в выемку под шеей над грудиной, что вызывает сильное растяжение мышц затылка. Таким образом полностью блокируется прохождение
воздуха, обеспечивая остановку дыхания без гула в ушах или давления на уровне сердца или головы.

2) Уддияна-бандха («лигатура взлета»). Следует как можно выше поднять диафрагму к грудной клетке. Это сокращение производится одновременно с остановкой дыхания, когда легкие пусты, а также — непосредственно перед выдохом - при удержании воздуха в наполненных легких.

3) Мула-бандха («основная лигатура»). Производится также с полными легкими, во время более или менее продолжительной остановки дыхания, за которой следует выдох. Часто она интерпретируется как сокращение анального сфинктера, что часто сближает се с мудрой ашрини («мудра-кобылица»), при которой совершают ритмичные поочередные сокращения и ослабления сфинктера. Однако другие учителя учат мула-бандхе как сокращению, но не прямой кишки, а промежности (женщина должна сокращать шейку матки и мышцы вагины).

Когда три бандхи удерживаются одновременно (обычно их производят сверху вниз, а расслабляют снизу вверх), происходит выброс потоков энергии. С помощью мула-бандхи и уддияна-бандхи пытаются поднять апану — нисходящее дыхание. Прана, дыхание противоположного направления, которое, словно «птица», постоянно стремится взмыть ввысь, уравновешивается джаландхара-бандхой, стремящейся придать ему нисходящий характер. Таким образом возникают противоположно направленные силы, сходящиеся в центре пупка (место элемента огня и дыхания самана), а выделяющееся сильное тепло вырывает кундалини из ее оцепенения.

Е) Кунбхака. Как известно, основной элемент пранаямы — удержание {кунбхака). Поскольку она требует сознательного усилия, ее называют сахитой («сопровождающей», то есть предшествующей полному вдоху или полному выдоху). Когда остановка дыхания происходит сама по себе, без внешних причин, ее называют кевалой, «изолированной»; это состояние, когда ментальная праническая деятельность полностью прекращена. Тогда рождается своего рода внутреннее дыхание (аналогия с «эмбриональным дыханием» в китайской традиции), и йог может оставаться сколь угодно долго в жестко зафиксированной позе, которая внешне схожа со смертью, но в действительности выражает полную над нею победу.

Нередко в литературе по хатха-йоге говорится о том, что различные уровни классической йоги развиваются в рамках длительности купбхаки. Таким образом, согласно Горакше, фиксация низшего типа длится около пятидесяти секунд, среднего — минуту и сорок секунд, высшего — две минуты тридцать пять секунд. Если прана, достигнув высшего центра головы, остается там в течение десяти минут, можно говорить о пратьяхаре (отказе от чувств). Если она пребывает там в течение двух часов, это дхарана (концентрация), в течение суток — дхьяна (созерцание). А если эта остановка продолжается непрерывно двенадцать дней, — это самадхи.



Хатха-йога
Асаны
Мудры


Сайт управляется системой uCoz