Что читают





  • Карма-йога

    «Ты имеешь право на действие, но только на действие и никогда — на его плоды. Пусть плоды твоих действий никогда не станут для тебя побудительной причиной. И тем не менее не позволяй себе привязанности к бездействию»

  • Тантрический шиваизм

    Йог, достигающий центра колеса, там, где воедино собраны все энергии, одновременно находится в полном покое и испытывает чудесную эйфорию, поскольку может видеть то, что находится на периферии непрерывно обновляемого колеса опыта и явлений, и быть вне всего этого...

  • Кундалини-йога

    Природа кундалини — одновременно светящаяся и звучащая. Первый из этих аспектов — ссылка на «огонь», характеризующий утонченное состояние и жизненный принцип, второй соотносится с колдовской наукой, образующей существенную часть этой йоги (мантра-йога)...



Google


Шиваитская йога




Южный шиваизм: пашупата и родственные секты
Тантрический шиваизм Кашмира

 

Индуизм (если понимать иод этим термином форму брахманизма, сложившуюся к началу христианской эры) характеризуется более или менее выраженной тенденцией к выделению верховного существа, при этом скорее возвышая его, чем подчиняя (за исключением веданты Шанкары) безличному принципу (Брахману) изунанпшад. Этот теизм имеет три главных направления: вишнуизм, шиваизм и шактизм, в котором богиня, хотя и выведена на первый план, все равно ассоциируется с одной из форм Шивы. Соединившись с мифологией, теизм нашел выражение в обильной так называемой «нураиической» (от пурана — «старый рассказ») литературе, доступной всем кастам.

Эта эволюция выразилась также в появлении большого количества спекулятивных трактатов и методов, которые называются самхитами (сборниками) в вншпуитской традиции (вайшнава), агамами (переводами) в шиваитской традиции (шайва) и тантрами (книгами) в традиции, превозносящей женское могущество вселенной. Однако такое разделение весьма относительно: существуют агамы вишпунтские, шактийскис, даже буддийские и джайнскис, а термин «тантра» часто применяется к шиваитским агамам, цитируемым их адептами па севере, или же принимает обобщенное значение для всей совокупности этого нового «откровения» — не ведического, но тем не менее божественного: его можно было бы назвать агамическим или тантрическим откровением.

В то время как Веды учили в древней своей части (гимны, ритуалы) тому, что обеспечивает удовольствие от временных благ (бхукти), в спекулятивной части (араньяки, упанишады) — тому, что позволяет достичь Освобождения (муктн), агамы и тантры обращаются одновременно и к удовольствию и к Освобождению. Кроме того, эти послания адресованы человечеству эры кали-юга — «сумрачного века», который продолжается и по сей день и во время которого происходит распад всех духовных, этических и социальных форм.

Агамы теоретически (а фактически редко) состоят из четырех разделов:
1) учение, или знание (джньяна, или видья) метафизических точек зрения, которые могут быть разными у разных авторов: начиная с самого радикального дуализма (санскритская шайва-сиддханта) и кончая чистой воды монизмом (шиваизм Кашмира), между которыми располагаются переходные формы (тамильский шиваизм, секта лингаятов);

2) ритуал (крия), связанный с признанием персонифицированного бога и требующий создания храмов и божественных образов, использования формулировок {мантр, полностью отличных от ведических стихов, имеющих то же название), жестов (мудр) и символических диаграмм (янтр, мандал), не известных в древнем культе, — это, похоже, самая разработанная часть;

3) правила индивидуального поведения (карья) для подготовки ученика к инициации, доступной для всех без различия пола и каст при единственном условии: продемонстрировать приобретенные навыки;

4) методы йоги (аштапга-йога и — в первую очередь — хатха-йога).

Формы ноги, которые нам осталось проанализировать, по большей части связаны с этими часто невразумительными руководствами, не подкрепленными устной традицией. Ими пользовались многочисленные секты, часть которых исчезла, другие все еще существуют в убежищах (ашрамах), монастырях (махах) или внутри более или менее тайных странствующих братств, чью преемственность и историю трудно восстановить. В отдельных случаях трудно также определить, являются ли они в большей степени шиваитскими или шактийскими. Амбивалентный бог, являющийся время от времени или одновременно и разрушителем и благодетелем, повелителем как смерти, так и бессмертия, обладателем двух ликов: милосердного и гневного, — Шива по своей сути остается аскетом, голым, осыпанным золой, сидящим в позе йога на пике Гималаев пли на Кайласе. Он — «властелин йоги» (йогешвара), «великий йог» (махайогин). Как таковой он властвует над природой, фигурирующей в качестве его супруги или любовницы. Но согласно другим представлениям, властительницей является природа — но крайней мере, когда появляется как его неотделимая часть.


Сайт управляется системой uCoz