Южный шиваизм: пашупата и родственные секты
Тантрический шиваизм Кашмира
Индуизм (если понимать иод этим
термином форму брахманизма, сложившуюся к началу
христианской эры) характеризуется более или менее
выраженной тенденцией к выделению верховного
существа, при этом скорее возвышая его, чем подчиняя
(за исключением веданты Шанкары) безличному принципу
(Брахману) изунанпшад. Этот теизм имеет три главных
направления: вишнуизм, шиваизм и шактизм, в котором
богиня, хотя и выведена на первый план, все равно
ассоциируется с одной из форм Шивы. Соединившись с
мифологией, теизм нашел выражение в обильной так
называемой «нураиической» (от пурана — «старый
рассказ») литературе, доступной всем кастам.
Эта эволюция выразилась также в появлении большого
количества спекулятивных трактатов и методов,
которые называются самхитами (сборниками) в
вншпуитской традиции (вайшнава), агамами
(переводами) в шиваитской традиции (шайва) и
тантрами (книгами) в традиции, превозносящей женское
могущество вселенной. Однако такое разделение весьма
относительно: существуют агамы вишпунтские,
шактийскис, даже буддийские и джайнскис, а термин «тантра»
часто применяется к шиваитским агамам, цитируемым их
адептами па севере, или же принимает обобщенное
значение для всей совокупности этого нового
«откровения» — не ведического, но тем не менее
божественного: его можно было бы назвать агамическим
или тантрическим откровением.
В то время как Веды учили в древней своей части
(гимны, ритуалы) тому, что обеспечивает удовольствие
от временных благ (бхукти), в спекулятивной части (араньяки,
упанишады) — тому, что позволяет достичь
Освобождения (муктн), агамы и тантры обращаются
одновременно и к удовольствию и к Освобождению.
Кроме того, эти послания адресованы человечеству эры
кали-юга — «сумрачного века», который продолжается и
по сей день и во время которого происходит распад
всех духовных, этических и социальных форм.
Агамы теоретически (а фактически редко) состоят из
четырех разделов:
1) учение, или знание (джньяна, или видья)
метафизических точек зрения, которые могут быть
разными у разных авторов: начиная с самого
радикального дуализма (санскритская шайва-сиддханта)
и кончая чистой воды монизмом (шиваизм Кашмира),
между которыми располагаются переходные формы
(тамильский шиваизм, секта лингаятов);
2) ритуал (крия), связанный с признанием
персонифицированного бога и требующий создания
храмов и божественных образов, использования
формулировок {мантр, полностью отличных от
ведических стихов, имеющих то же название), жестов
(мудр) и символических диаграмм (янтр, мандал), не
известных в древнем культе, — это, похоже, самая
разработанная часть;
3) правила индивидуального поведения (карья) для
подготовки ученика к инициации, доступной для всех
без различия пола и каст при единственном условии:
продемонстрировать приобретенные навыки;
4) методы йоги (аштапга-йога и — в первую очередь —
хатха-йога).
Формы ноги, которые нам осталось проанализировать,
по большей части связаны с этими часто
невразумительными руководствами, не подкрепленными
устной традицией. Ими пользовались многочисленные
секты, часть которых исчезла, другие все еще
существуют в убежищах (ашрамах), монастырях (махах)
или внутри более или менее тайных странствующих
братств, чью преемственность и историю трудно
восстановить. В отдельных случаях трудно также
определить, являются ли они в большей степени
шиваитскими или шактийскими. Амбивалентный бог,
являющийся время от времени или одновременно и
разрушителем и благодетелем, повелителем как смерти,
так и бессмертия, обладателем двух ликов:
милосердного и гневного, — Шива по своей сути
остается аскетом, голым, осыпанным золой, сидящим в
позе йога на пике Гималаев пли на Кайласе. Он —
«властелин йоги» (йогешвара), «великий йог» (махайогин).
Как таковой он властвует над природой, фигурирующей
в качестве его супруги или любовницы. Но согласно
другим представлениям, властительницей является
природа — но крайней мере,
когда появляется как его неотделимая часть.