Что читают





  • Карма-йога

    «Ты имеешь право на действие, но только на действие и никогда — на его плоды. Пусть плоды твоих действий никогда не станут для тебя побудительной причиной. И тем не менее не позволяй себе привязанности к бездействию»

  • Тантрический шиваизм

    Йог, достигающий центра колеса, там, где воедино собраны все энергии, одновременно находится в полном покое и испытывает чудесную эйфорию, поскольку может видеть то, что находится на периферии непрерывно обновляемого колеса опыта и явлений, и быть вне всего этого...

  • Кундалини-йога

    Природа кундалини — одновременно светящаяся и звучащая. Первый из этих аспектов — ссылка на «огонь», характеризующий утонченное состояние и жизненный принцип, второй соотносится с колдовской наукой, образующей существенную часть этой йоги (мантра-йога)...



Google


Предварительные замечания о йоге
и небрахманические системы йоги



Истоки йоги


По своему санскритскому корню yuj (с индоевропейской основой jugjeug) слово «йога» схоже с латинскими словами jugum и jungere, греческим zugon, немецким Joch, английским yoke и т. д. Тем не менее в ведических гимнах этот корень в прямом смысле означает не само «ярмо» (часть упряжи - деревянный хомут, водружаемый на шею быку), а процесс запрягания, представлявший собой сложное действие в те времена, когда еще не существовало хомутов, а надо было надеть сбрую и впрячь норовистых лошадей в боевую колесницу вождя или бога (такого, как Индра — предводитель девов или Сурья — солнце). Уверенно удерживаемая рукой возничего упряжка боевых коней называлась yukta или su-yukta («хорошо запряженные»).

В прозаических текстах Вед значение термина расширяется. Йогой становятся любые систематические упражнения, каковым бы ни было поле их приложения. На классическом санскрите это слово может относиться к любой дисциплине или религиозному обряду. Но в первую очередь все-таки название «йога» заслуживают психофизиологические процессы, особенно когда имеют целью «союз отдельного существа (дживатман) с высшим принципом (параматман)». Однако подобный союз не смог бы возникнуть без предварительного объединения всех физических, психических и интеллектуальных возможностей человека. Из сказанного видно, что термин «йога» относится как к цели, так и к способу ее достижения. Человек, занимающийся йогой (йогин, или йог), одновременно «связан» (с высшим принципом) и «объединен» с самим собой. Его собранные энергии направлены на единственную цель, как кони, запряженные в боевую колесницу.

1 028 гимнов составляют самую древнюю часть Вед («знание»); они включены в четыре сборника (самнита): «Ригведа» (гимны), «Яджурведа» (жертвенные формулировки), «Самаведа» (мелодии), «Атхарваведа» (заклинания). Далее появились (в хронологическом порядке): брахманы (описания и толкования ритуала), ираньяки (книги-наставления для лесных отшельников) и упанишады (спекулятивные трактаты). Вместе эти сборники составили шрути, или «прямое внутреннее слушание». Другие ведические документы относятся к самрити, или «человеческое предание»: «дополнительные науки», например грамматика, или «второстепенные науки», например медицина; сутры (афоризмы); шастры (систематизированные дисциплины); эпопеи и легенды; шесть даршан, к которым и относится йога.

Арийцы начали проникать в Индию в начале 2-го тысячелетия до н. э. (Это дата очень приблизительна и недостоверна: разные ученые Сдвигают ее то в более раннее, то в более позднее время. Кроме того, когда речь идет об арийской миграции, или «исходе», то без достаточного обоснования предполагается, что древнейшая цивилизация Индии была не «шумеро-дравидская», а уже ведическая). Знали ли они уже какую-либо форму йоги, возможно под иным названием? Или же уже на месте обнаружили среди туземного населения психосоматические методики, которые постепенно проникли в их ортодоксальные верования?

Дать решительный ответ на эти вопросы нам мешает не только недостаток наших знаний, но и сама природа подобных вешей. Ведь йога долгое время была объектом исключительно устного предания, и даже после того как Патанджали создал первый «краткий справочник», предназначенный для посвященных, главное в этом учении продолжало передаваться из уст в уста. Таким образом, в разрешении этих вопросов не следует слишком обольщаться насчет возможных в будущем литературных или археологических открытий. Не похоже, что тренировка тела и духа, эквивалентная йоге, существовала у древних иранцев (родственных индо-арийцам по языку, теологии и культуре). Кроме того, совершенно отсутствуют свидетельства о том, что йога имеет исключительно арийское происхождение. Сопоставление с различными шаманскими традициями Центральной и Северной Азии дает не очень убедительные результаты.

Если и существовало какое-то влияние, то, скорее всего, именно Индия через тантрический и ламаистский буддизм распространяла свое влияние на эти регионы, а не наоборот. Впрочем, сложно сравнивать магический натурализм этих традиций (которые попали в поле зрения исследователей гораздо позже -когда в них уже появились признаки вырождения) с высокой аскезой йогов, которая, напротив, направлена на преодоление природы и даже в тантрическом варианте никогда не абсолютизировала «возможности».

Если же говорить о дравидском происхождении йоги (в данном случае чисто индийском, а не вообще арийском), то существующие на этот счет аргументы хотя и серьезны, но не имеют авторитетного подтверждения. Весь индуизм в целом представляет собой синтез арийских и неарийских, ведических и неведических элементов. Точно так же, и в этом нет никакого сомнения, обстоит дело и с йогой, и любая попытка привязать ее к единственному этническому, социальному или культурному источнику приводит к досадным упрощениям.

Так, возможно, несколько поспешно были интерпретированы некоторые печати из стеатита, найденные во время раскопок в Мохенджо-Даро (Синд) в 1921 году. Например, тогда было высказано предположение, что изображенная на одной из этих печатей сидящая фигурка с прической в виде рога в окружении четырех животных (слон, буйвол, тигр, носорог) - это предок Шивы («протошива»), покровитель скота {Пашупати), а также грозный охотник и предводитель йогов (йогин-вара): будь такая идентификация правомерна, мы могли бы говорить о том, что этот бог и религиозные обряды йоги были известны обитателям Северной Индии в 3-м тысячелетии до п. э. (то есть до миграции арийцев?).

Тем не менее более точная интерпретация деталей этого изображения привела к различным аналитическим выводам. Известно, что великолепная градостроительная цивилизация (так называемая индская или хараппская) была сравнима, а в некоторых аспектах даже превосходила современную ей цивилизацию Междуречья и охватила огромную территорию, северная граница которой пролегала от современного Пенджаба до района Дели на севере, а южная — от прибрежных гор Мекрана до Гуджарата начиная с середины 3-го тысячелетия до и. э. (ее истоки могут восходить даже к 8-му тысячелетию до п. э.). Она угасла, по всей видимости, к середине 2-го тысячелетия до и. э. в результате длительного упадка, который частично можно объяснить экологическими причинами, а уже случайным захватчикам (возможно, неарийцам) было легко нанести ей поеледний удар.

Тем не менее высказывать серьезные предположения о религиозной жизни этих «индузийцев» нельзя, и было бы рискованно (особенно в связи с тем, что до сих пор так и не удалось расшифровать их дошедшее до нас пиктографическое письмо) интерпретировать в протодравидских или протоиндусских рамках в качестве определенных культурных фактов то, что всего лишь предполагается: шиваизм (?), богиня-мать, культ дерева, фаллический культ и т. д.


Истоки йоги
Йога и тапас
Йога в ведических упанишадах
Йога и джайнизм
Йога и буддизм



Сайт управляется системой uCoz