Истоки йоги
По своему санскритскому корню
yuj (с индоевропейской основой jugjeug) слово «йога»
схоже с латинскими словами jugum и jungere,
греческим zugon, немецким Joch, английским yoke и т.
д. Тем не менее в ведических гимнах этот корень в
прямом смысле означает не само «ярмо» (часть упряжи
- деревянный хомут, водружаемый на шею быку), а
процесс запрягания, представлявший собой сложное
действие в те времена, когда еще не существовало
хомутов, а надо было надеть сбрую и впрячь
норовистых лошадей в боевую колесницу вождя или бога
(такого, как Индра — предводитель девов или Сурья —
солнце). Уверенно удерживаемая рукой возничего
упряжка боевых коней называлась yukta или su-yukta
(«хорошо запряженные»).
В прозаических текстах Вед значение термина
расширяется. Йогой становятся любые систематические
упражнения, каковым бы ни было поле их приложения.
На классическом санскрите это слово может относиться
к любой дисциплине или религиозному обряду. Но в
первую очередь все-таки название «йога» заслуживают
психофизиологические процессы, особенно когда имеют
целью «союз отдельного существа (дживатман) с высшим
принципом (параматман)». Однако подобный союз не
смог бы возникнуть без предварительного объединения
всех физических, психических и интеллектуальных
возможностей человека. Из сказанного видно, что
термин «йога» относится как к цели, так и к способу
ее достижения. Человек, занимающийся йогой (йогин,
или йог), одновременно «связан» (с высшим
принципом) и «объединен» с самим собой. Его
собранные энергии направлены на единственную цель,
как кони, запряженные в боевую колесницу.
1 028 гимнов составляют самую древнюю часть Вед
(«знание»); они включены в четыре сборника
(самнита): «Ригведа» (гимны), «Яджурведа»
(жертвенные формулировки), «Самаведа» (мелодии), «Атхарваведа»
(заклинания). Далее появились (в хронологическом
порядке): брахманы (описания и толкования ритуала),
ираньяки (книги-наставления для лесных отшельников)
и упанишады (спекулятивные трактаты). Вместе эти
сборники составили шрути, или «прямое внутреннее
слушание». Другие ведические документы относятся к
самрити, или «человеческое предание»:
«дополнительные науки», например грамматика, или
«второстепенные науки», например медицина; сутры
(афоризмы); шастры (систематизированные дисциплины);
эпопеи и легенды; шесть даршан, к которым и
относится йога.
Арийцы начали проникать в Индию в начале 2-го
тысячелетия до н. э. (Это дата очень приблизительна
и недостоверна: разные ученые Сдвигают ее то в более
раннее, то в более позднее время. Кроме того, когда
речь идет об арийской миграции, или «исходе», то без
достаточного обоснования предполагается, что
древнейшая цивилизация Индии была не
«шумеро-дравидская», а уже ведическая). Знали ли они
уже какую-либо форму йоги, возможно под иным
названием? Или же уже на месте обнаружили среди
туземного населения психосоматические методики,
которые постепенно проникли в их ортодоксальные
верования?
Дать решительный ответ на эти вопросы нам мешает не
только недостаток наших знаний, но и сама природа
подобных вешей. Ведь йога долгое время была объектом
исключительно устного предания, и даже после того
как Патанджали создал первый «краткий справочник»,
предназначенный для посвященных, главное в этом
учении продолжало передаваться из уст в уста. Таким
образом, в разрешении этих вопросов не следует
слишком обольщаться насчет возможных в будущем
литературных или археологических открытий. Не
похоже, что тренировка тела и духа, эквивалентная
йоге, существовала у древних иранцев (родственных
индо-арийцам по языку, теологии и культуре). Кроме
того, совершенно отсутствуют свидетельства о том,
что йога имеет исключительно арийское происхождение.
Сопоставление с различными шаманскими традициями
Центральной и Северной Азии дает не очень
убедительные результаты.
Если и существовало какое-то влияние, то, скорее
всего, именно Индия через тантрический и ламаистский
буддизм распространяла свое влияние на эти регионы,
а не наоборот. Впрочем, сложно сравнивать магический
натурализм этих традиций (которые попали в поле
зрения исследователей гораздо позже -когда в них уже
появились признаки вырождения) с высокой аскезой
йогов, которая, напротив, направлена на преодоление
природы и даже в тантрическом варианте никогда не
абсолютизировала «возможности».
Если же говорить о дравидском происхождении йоги (в
данном случае чисто индийском, а не вообще
арийском), то существующие на этот счет аргументы
хотя и серьезны, но не имеют авторитетного
подтверждения. Весь индуизм в целом представляет
собой синтез арийских и неарийских, ведических и
неведических элементов. Точно так же, и в этом нет
никакого сомнения, обстоит дело и с йогой, и любая
попытка привязать ее к единственному этническому,
социальному или культурному источнику приводит к
досадным упрощениям.
Так, возможно, несколько поспешно были
интерпретированы некоторые печати из стеатита,
найденные во время раскопок в Мохенджо-Даро (Синд) в
1921 году. Например, тогда было высказано
предположение, что изображенная на одной из этих
печатей сидящая фигурка с прической в виде рога в
окружении четырех животных (слон, буйвол, тигр,
носорог) - это предок Шивы («протошива»),
покровитель скота {Пашупати), а также грозный
охотник и предводитель йогов (йогин-вара): будь
такая идентификация правомерна, мы могли бы говорить
о том, что этот бог и религиозные обряды йоги были
известны обитателям Северной Индии в 3-м тысячелетии
до п. э. (то есть до миграции арийцев?).
Тем не
менее более точная интерпретация деталей этого
изображения привела к различным аналитическим
выводам. Известно, что великолепная
градостроительная цивилизация (так называемая
индская или хараппская) была сравнима, а в некоторых
аспектах даже превосходила современную ей
цивилизацию Междуречья и охватила огромную
территорию, северная граница которой пролегала от
современного Пенджаба до района Дели на севере, а
южная — от прибрежных гор Мекрана до Гуджарата
начиная с середины 3-го тысячелетия до и. э. (ее
истоки могут восходить даже к 8-му тысячелетию до п.
э.). Она угасла, по всей видимости, к середине 2-го
тысячелетия до и. э. в результате длительного упадка,
который частично можно объяснить экологическими
причинами, а уже случайным захватчикам (возможно,
неарийцам) было легко нанести ей поеледний удар.
Тем
не менее высказывать серьезные предположения о
религиозной жизни этих «индузийцев» нельзя, и было
бы рискованно (особенно в связи с тем, что до сих
пор так и не удалось расшифровать их дошедшее до нас
пиктографическое письмо) интерпретировать в
протодравидских или протоиндусских рамках в качестве
определенных культурных фактов то, что всего лишь
предполагается: шиваизм (?), богиня-мать, культ
дерева, фаллический культ и т. д.
Истоки йоги
Йога и тапас
Йога в ведических упанишадах
Йога и джайнизм
Йога и буддизм