Своим престижем Индия во
многом обязана йоге Патанджали, которая затмила
другие формы йоги: как современные ему, так и
развившиеся уже после него. Предназначенная, по
сути, для «наследников» (санньясин), для которых ни
ритуальная, ни общественная деятельность не имеют
никакой притягательности, она не пыталась
соответствовать потребностям человека, живущего в
миру.
Но с другой стороны, хотя она и рекомендовала
посвящение Ишваре как предпочтительное
вспомогательное средство на пути к самадхи, это не
удовлетворяло тех, кого на Западе принято называть
«мистиками», кто стремится к личной, интимной и даже
аффективно-эмоциональной связи с божеством. И
наконец, даже в чисто умозрительных кругах она
вызывала оговорки, обусловленные не столько ее
методами, сколько определенной «дуалистической
склонностью», унаследованной у санкхьи.
Таким образом, мы видим, что в йоге достаточно
быстро установилось определенное количество
направлений, независимых от аштанга-йоги, даже если
те или иные приемы заимствовались из нее. Если на
некоторое время отойти от хатха-йоги и других
тантрических вариантов, имеющих совершенно иные
истоки, эти различные «непатанджалистские» формы
йоги черпают свою легитимность и некоторых
упанишадах, главным образом в «Бхагавадгите»,
сокровищнице индуистской духовности, которая
рассматривается как еще одна упанишада и в связи с
этим включается в божественное откровение (шрути).
(«Бхагавадгита» (18 глав, объединяющих 700 стихов),
составленная в III—II веках до и. э. (?),
представляет собой фрагмент книги VI «Махабхараты»,
самой объемистой (180 ООО 16-стопных стихотворных
строк плюс несколько прозаических абзацев) из
эпических поэм Индии.)
В сущности, «Песнь Благословенного» в целом — гимн
«неувядающей йоге» (йога-авьяйвам) во всем множестве
ее аспектов. Обычно говорят, что в ней различаются
три подхода к высшей действительности: через
незаинтересованное действие (карма-йога), через
благочестие (бхакти-йога) и через метафизическое
знание (джньяна-йога). Но в целом «Гита» не
устанавливает четких границ между этими тремя путями
(марга), напротив, она настаивает на необходимости
поддерживать их в полном равновесии, и именно
благодаря этой гармонии, о которой часто упоминается
начиная с «царской йоги» (раджа-йоги), ее понимают в
значении, отличном от йоги Патанджали.
Кстати, в поэме говорится также о других видах йоги:
йога умной воли, или буддхи-йога (песнь II); йога
отказа от поступков, или санньяса-йога; йога
идентификации с Брахманом, или брахма-йога (там же,
19—26); йога сосредоточения, или дхьяна-йога; йога
интуитивного познания, или виджньяна-йога, — не
считая скрытых аллюзий на технику сидячих поз и
дыхания классической йоги. На самом деле еще тогда
все эти подходы дополняли друг друга, создавая у
читателя впечатление расплывчатости, но в конечном
счете приводя его к счастливому ощущению цельности.
Первый (и, возможно, наиглавнейший) вопрос, который
ставит «евангелие индуизма», таков: совместимо ли
действие (карма) с духовным самосовершенствованием?
Позволяет ли оно в той же степени, что и созерцание,
обрести Освобождение, рассматриваемое здесь не как
бегство от саисары, а как блаженный союз с
божеством?
Этот вопрос звучит особо остро, когда его задает в
эпически-военном контексте принц Арджуна (архетип
человека действия, страстного, «раджического»)
своему суше (одновременно возничий и бард) Кришне
(архетип мудреца, «проводника», который, подчеркнем,
пребывает в божественной инкарнации) перед решающей
битвой, которая предстояла двум родственным арийским
кланам. При мысли, что он вместе со своей армией
может быть убит родичами, герой погружается в тоску,
стремится избежать битвы и в связи с этим внутренним
конфликтом возникает первое значимое наставление
«Гиты» — карма-йога.
Часто говорят, что Кришна — это аватара
(«схождение», проявление) Вишну, бога, который
отвечает за восстановление дхармы, если возникает
угроза ее исчезновения. Но в «Гите», где он
рассматривается как высший бог, он также получает
атрибуты брахмы (созидательная мощь) и Шивы
(разрушение, переселение) и даже безличного
Брахмана.
Действие, любовь, знание: тройная йога
Карма-йога
Бхакти-йога
Джньяна-йога