Нади
Чакры
Пробуждение и восхождение кундалини
Согласно тантрическому учению, лежащему в основе различных
направлений йоги, разговор о которых нам еще предстоит, высшая реальность (парамашива)
образована путем объединения двух принципов: сознание (Шива) и энергия (Шакти).
Метафизически этот союз вечен и нерушим. «Не бывает Шивы без Шакти, а Шакти без
Шивы». Но для того чтобы свершилось космическое проявление, необходимо, чтобы
эти два полюса были разъединены, чтобы сознание, само но себе незыблемое, играло
в забвение себя как такового и в самовыражение как движение и изменение, чтобы
Шакти, мощь Шивы, скрывала природу существа, направляла на него своего рода
экран, чтобы затем показать иа нем блистательную множественность феноменального
мира.
Таким образом, роль богини ограничена формами в бесформенном Сознании. Ее
почитатели (такты) рассматривают ее не как иллюзию, как это принято у шанкаритов,
но как реальную, удивительно реальную универсальную Мать, неисчерпаемую Матрицу,
познаваемую только путем самоидентификации с Ней (их формула Са'хам — «я есть
Она» произносится в противовес ведаптийскому Со'ха — «я есть Оп» и чисто
шивантскому Шивоха — «я есть Шива»).
Кундалини
До возникновения вселенной Шакти дремала в Шиве в латентной форме, совершенно в
нем неразличимая, но уже содержащая все впечатления и коллективные тенденции (самскара),
все кармические следы, оставленные бесчисленными существами поглощенных миров.
Когда наступает время нового проявления, божественная энергия пробуждается и
развертывает космос в порядке эманации таттв, описанных санкхьей, или через
агамы, концом которых является «земля» — не как обособленная планета, на которой
мы обитаем, а как универсальная материя в своем твердом состоянии.
Итак, говорится, что, закончив свое творение, Шакти «отдыхает», вновь становится
уччхшиштой — «остаточной энергией», символизируемой в вишнуитской мифологии
змеей Шеши (признак), или Анантой (бесконечное), которая поддерживает мир на
своих бесчисленных головах и обеспечивает ему стабильность. Образ змеи,
обнаруживаемый нами в тантризме, — это самка; свернувшись в клубок, она спит в
месте, которое у человека соответствует элементу земли, — в основании
позвоночника (муладхара).
В космическом масштабе ее именуют «скрученной великой мощью» {махакундали), в
человеческом микрокосме — кундалини («свернутая спиралью», или «образующая
кольца [кундалы]»), источник всех латентных возможностей существа. Как только с
помощью соответствующих методик она пробуждается, она раскручивается,
приподнимается, образуя определенное количество центров (чакр), пока в конце
концов не воссоединится со своим «супругом» Шивой, с которым ее разъединил
космогонический процесс. Кундалини-йогой называют совокупность методов, которые
позволяют свершить этот божественный «союз».
Природа кундалини — одновременно светящаяся (джьотирмайи) и звучащая (шабдамайи).
Первый из этих аспектов — ссылка на «огонь», характеризующий утонченное
состояние и жизненный принцип, второй соотносится с колдовской наукой,
образующей существенную часть этой йоги (мантра-йога). И все же в целом — как
это представлено адептами данного пути — вся эта система остается недоступной
без определенного знания тела энергии.
Эта доктрина долгое время имела только устную традицию, и лишь потом обрела
форму, рассыпавшись по многочисленным работам (индуистские и буддийские тантры,
так называемые «тантрические» упанишады, трактаты по хатха-йоге и т. д.),
которые зачастую трудно различимы, но иногда дополняют друг друга и даже в
чем-то слегка расходятся.