Что читают





  • Карма-йога

    «Ты имеешь право на действие, но только на действие и никогда — на его плоды. Пусть плоды твоих действий никогда не станут для тебя побудительной причиной. И тем не менее не позволяй себе привязанности к бездействию»

  • Тантрический шиваизм

    Йог, достигающий центра колеса, там, где воедино собраны все энергии, одновременно находится в полном покое и испытывает чудесную эйфорию, поскольку может видеть то, что находится на периферии непрерывно обновляемого колеса опыта и явлений, и быть вне всего этого...

  • Кундалини-йога

    Природа кундалини — одновременно светящаяся и звучащая. Первый из этих аспектов — ссылка на «огонь», характеризующий утонченное состояние и жизненный принцип, второй соотносится с колдовской наукой, образующей существенную часть этой йоги (мантра-йога)...



Google


Нади: бесконечные потоки тонкого тела



Согласно тантрической схеме, набросанной, впрочем, уже в ведических упанишадах, тонкое тело пронизано бесконечными потоками, течениями — нади. Это слово, образованное от нада («тростник»), в контексте йоги означает не вены, артерии или нервы физического тела, а линии направления (так же не видимые невооруженным глазом и столь же нематериальные, как китайские «меридианы»), по которым идут жизненные потоки. Все нади выходят из основания ствола; и их неисчислимое количество: десятки (а согласно другим источникам, сотни) тысяч.

Среди них 72 (символическое циклическое число) имеют особое значение. Из них 10 (реже — 14) начинаются, соответственно, в левой ноздре, в правой ноздре, на макушке, в левом глазу, в правом глазу, в левом ухе, в правом ухе, во рту, в половых органах, в анусе. Важную роль в методиках йоги играют первые три из перечисленных: ида, пингала и сушумна. И лишь единственная «высшая, горячо любимая йогами» из этих трех — это сушумна, «срединный путь», «царский путь». Считается, что она располагается внутри позвоночника, называемого меруданда, поскольку он является осью человеческого тела подобно тому, как Меру (гималайский массив, который как бы соединяет землю с небом) является осью мира.

Сушумна включает в себя два других концентрических нади: ваджру и читрини. Первая уподобляется Солнцу, вторая — Луне. Ее внутренность образует самый центральный проход — брахманади («нади, ведущий к Брахману»), или брахмадвару («врата Брахмана»). Поскольку этот канал пустой, через его «врата» проникает кундалини и поднимается до высшего Сознания (Шива), расположенного в перикарпии «тысячелепестного лотоса» — на макушке.

Чакры, разговор о которых нам скоро предстоит, также размещены внутри сушумны (а сама она располагается внутри спинного мозга), и этого уточнения достаточно, чтобы свести к абсурду попытку их идентификации с какими-либо органами тела. Кроме того, когда их описывают как лотосы (падмы), каждый из которых имеет определенное количество лепестков (символизирующих основные энергетические потоки, исходящие из каждого центра), это следует понимать таким образом: эти «цветы» распускаются в пространстве между ваджрой и читрини, то есть внутри первой и вокруг второй.

Срединный путь сушумны, закрытый у обычного человека, идентифицируется с огнем. Два боковых пути, единственные активные у обычного человека, так же как ваджра и читрини, связаны, соответственно, с Солнцем и Луной: справа — пингала, «мужское», горячее, ярко-красное, слева — ида, «женское», холодное, бледное или слегка окрашенное в розовый цвет. Эти нади составляют два противоположных комплементарных полюса проявления: Шиву и [Пакта, день и ночь, больше или меньше, расширение и сокращение, вдохновляющее и вдохновляемое и т. д.

Жизнь во всех ее аспектах является результатом напряжения, постоянной борьбы этих двух сил (в определенной мере сравнимых с инь и ян в китайской традиции). Ни одно из существ, живущих во времени (кала), не ускользнет от их чередования. Но эта дуалистичность закончится, поскольку Солнце и Луну «пожрет» единый огонь, воспламеняющий сушумну, после чего он «пожрет» и время, завершив временное состояние («Хатха-йога-прадипика» IV, 16—17).

Существуют два традиционных изображения этих трех нади. Первое напоминает кадуцей Гермеса: дне спиральные линии закручены в противоположных относительно друг друга направлениях вдоль оси сушумны, образуя в местах пересечения определенное количество узлов — чакр. Пингала исходит из левого тестикула или левого яичника, ида -из правой тестикулы или правого яичника. После нескольких пересечений обе достигают сушумны в аджнья-чакре, которая расположена между бровями, после чего спускаются вниз — соответственно к правой и левом ноздре.

А вот согласно другим школам (в частности, кашмирской и тибетской), эти две нади не пересекаются, они идут по прямой или слегка изогнутой линии справа и слева от срединного канала.

В буддийских тантрах три потока, подобные сушумне, иде и пипгале, называются соответственно авадхути, лалана и расана. Лалана идентифицируется с женщиной (Шакти), расана - с мужчиной (Шива), в другом аспекте первая — с пустотой (шуньята) и гносисом (праджнья), вторая — со страданием (каруна) и методом (упайя). Тем не менее мужское семя (шукра), например, в индуистском тантризме, рассматривается как «лунное» («белое»), тогда как женская сущность (раджас — «красная») — как «солнечная».

Значительная сексуальная традиция, связанная с инициацией, вероятно с примесью таоистских влияний, складывалась вокруг этих понятий, а также религиозных ритуалов, сопровождающих дыхание, визуализацию и заклинания, аналогичные таковым в кундалини-йоге. С не меньшей настойчивостью, чем это имело место у тантрических ппдуистов, адепты ваджраяиы рекомендуют любой ценой избегать «левого и правого» (этих «двух ловушек»), чтобы сохранить единственный «срединный путь», «отрезать оба крыла, называемых Солнцем и Лупой», чтобы раствориться в авадхути (сушумне) на пути нирваны и «великого блаженства» (махасукха).

Кундалини-йога
Чакры
Пробуждение и восхождение кундалини


Сайт управляется системой uCoz