Что читают





  • Карма-йога

    «Ты имеешь право на действие, но только на действие и никогда — на его плоды. Пусть плоды твоих действий никогда не станут для тебя побудительной причиной. И тем не менее не позволяй себе привязанности к бездействию»

  • Тантрический шиваизм

    Йог, достигающий центра колеса, там, где воедино собраны все энергии, одновременно находится в полном покое и испытывает чудесную эйфорию, поскольку может видеть то, что находится на периферии непрерывно обновляемого колеса опыта и явлений, и быть вне всего этого...

  • Кундалини-йога

    Природа кундалини — одновременно светящаяся и звучащая. Первый из этих аспектов — ссылка на «огонь», характеризующий утонченное состояние и жизненный принцип, второй соотносится с колдовской наукой, образующей существенную часть этой йоги (мантра-йога)...



Google


Слово «чакра» означает «колесо», «круг», «диск»



Слово «чакра» означает «колесо», «круг», «диск». Именно в этом значении, к примеру, оно употребляется в кашмирском шиваизме, где не используется знаменитый образ «лотосов», который был столь распространен во всех иных местах и в дальнейшем стал преобладающим. Это вращающиеся вибрирующие колеса с пятьюдесятью спицами в целом (в другой системе — 50 лепестков, каждый из которых обозначен санскритской буквой). В зависимости от традиции количество чакр варьируется: 4 — в тантрическом буддизме, 5 — в кашмирской йоге (иногда 12), очень часто — 6 или 7, реже — 9, 20, 27, 30 или более.

Встречающееся в некоторых текстах число 14 заслуживает отдельного разговора, поскольку оно отсылает нас к пуранической космологии, согласно которой вселенная состоит из 14 миров, 7 из которых, так называемые подземные, или инфернальные (но психической, а не материальной природы), соответствуют различным уровням ноги, начиная с уровня стопы, а восьмой снизу, Земля, соответствует муладхара-чакре, 6 остальных называются верхними в классическом списке чакр, куда входит и сахасрара. В сущности, спорный вопрос — является ли этот высший центр («колесо с тысячей спиц», или «лотос с тысячей лепестков») еще одной чакрой.

Если придерживаться строго формального подхода, то ответ будет отрицательным, поскольку он находится не в теле, а над ним, в перевернутом положении, иначе говоря, когда используется символика лотоса — с венчиком, направленным в сторону макушки. Чакры (как они описаны, причем очень детально, в некоторых древних учебниках и представлены в обильной иконографии) в первую очередь являются опорой для созерцания и магически-духовного заклинания.

Именно для того, чтобы способствовать этой внутренней работе, устанавливаются множественные связи между центрами и различными порядками реальности: боги и богини, элементы, диаграммы (янтра и мандала), цвета, буквы алфавита, «звуковые семена» — биджа (предназначенные для раскрытия чакр), способности, чувства или действия, оккультные возможности, добродетели и страсти, символы животных и растений и т. д. Другие корреляции, предлагаемые в западных трудах (или возникшие среди европеизированных индусов), следует рассматривать с осторожностью: они либо восходят к чисто индивидуальной фантазии, либо смешивают совершенно разнородные культуры, либо под предлогом «модернизации» системы и придания ей научного облика бесцеремонно ее искажают.

Конечно же, необоснованно было бы искать связь между какой-либо чакрой и определенным нервным сплетением или одной из эндокринных желез, но следует избегать прямолинейной и простой идентификации, ведь речь идет о разрозненных проявлениях различного порядка. Да, роль чакр заключается в централизации, накоплении и последующем распределении жизненной энергии (пранашакти) между органами физического тела, но сами они не принадлежат этому телу, и никакое анатомическое препарирование не позволит их обнаружить. Возможность их «видеть», а тем более воздействовать на них появляется, только если существо дошло до соответствующего уровня сознания — случай крайне редкий, если не принимать во внимание симуляцию и самовнушение.

И вот, наконец, общее описание основных чакр. Здесь мы используем один из наиболее авторитетных трактатов но этому вопросу «Сатчакранирупана» («Описание шести чакр»), приписываемый бенгальскому тантрическому учителю Пурнананде (XVI в.). Артур Аваллон (сэр Джон Вудрофф) первым на Западе издал (в 1913 г.) п перевел (в 1918 г.) этот текст на английский язык. Французский перевод непосредственно с санскрита см.: Тага Michael, Corps subtil et corps causal, le Courrier du livre, 1979.

1)Муладхара («опора основания»). Область промежности. Ярко-красный 4-лепестковый лотос. В его центре находится желтый квадрат — эмблема земли, в который вписан треугольник вершиной вниз (йони - женский символ), закрывающий лингу. Три с половиной раза обернувшаяся вокруг него спящая кундалини своей головой закрывает отверстие в нем, преграждая таким образом путь к «вратам Брахмана», который исходит из центра этой чакры. Аллюзия на необходимость йога преобразовывать свою сексуальную энергию в духовную, чтобы стать урдхваретас — «тем, чье семя течет вверх». Муладхара связана с силой сцепления материи, твердостью, стабильностью, инертностью; с обонянием и носом, с передвижением и стопами ног; с животным инстинктом и сном; с костной системой; с дыханием стана (все нисходящие энергии).

2) Свадхистана («основание самого себя»). Священная область, на уровне половых органов. Алый лотос с 6 лепестками. В его центре белый полумесяц, символ воды. Эта чакра связана со сжимающей силой материи, текучестью; с вкусовыми ощущениями и языком, с хватанием и кистями рук; с жаждой; с жировой системой и, конечно, с сексуальными функциями, которые в той или иной мере он разделяет с вышеописанным центром.

3) Манипура («обилие жемчужин»). Поясничная область — па уровне пупка. Центр огненного элемента. Свинцово-серый лотос с 10 лепестками (10 основных нади, но которым проходит поток, 10 жизненно важных дыханий), в который вписан перевернутый треугольник оранжево-красного цвета. Манипура связана с экспансивной силой и теплом материи; со зрением, цветами и формами, то есть с глазами; с очищением кишечника и анусом; с голоданием; с плотью; с дыханием самана (пищеварительная функция).

4) Анахата («непревзойденный»; она так названа, поскольку здесь постоянно резонирует первородный звук, который невозможно воспроизвести никаким музыкальным инструментом). Область спины на уровне сердца. Красный лотос с 12 золотистыми лепестками, содержащий два равнобедренных треугольника, наложенных друг на друга вершинами в противоположные стороны — наподобие звезды Давида. Этот гексагон дымчатого цвета и есть мандала воздуха. Эта чакра связывается с движущей силой вселенной: с осязанием и кожей; с половым органом и радостью; с кровеносной системой. Она также является местопребыванием дыхания прана (дыхание пищеварения) и дживатмана (инкарнированной души).

5) Вашиудха («очищенный»). Область мозга, на уровне горла. 16-лепестковый лотос темно-фиолетового цвета. Центр эфира, круглый и белый, как полная луна. Эта чакра соответствует силе расширения, приобретению пространственных характеристик; связана со слухом и ушами, на звуковом уровне регулируется дыханием удана и ртом; связана с кожей.

6) Аджна («командный» центр). Расположена между бровями. Она замыкает список собственно чакр. Посреди белого 2-лепесткового лотоса расположен белый треугольник вершиной вниз, включающий лиигу, что па высшем уровне производит символизацию муладхары. Аджна, «третий глаз» Шивы, — местопребывание психических способностей (мапас, аханкара, буддхи); здесь собрана чувственная информация и отсюда отдаются приказы двигательным органам.

Надо всем этим находится пустое пространство, где действует трансцендентный и высший союз Шивы и Шакти. Именно благодаря отверстию на макушке, «щели брахмана» (брахмарапдхра), соответствующему родничку новорожденного, после инкарнации переселяющаяся душа йога проникает в тело и удаляется из него во время самадхи или смерти.



Кундалини-йога
Нади
Пробуждение и восхождение кундалини


Сайт управляется системой uCoz