У некоторых существ
кундалини может пробуждаться спонтанно. Обычно
индусы пытаются объяснить это аскезой, соблюдавшейся
в предыдущих жизнях. Но чаще всего это пробуждение
является результатом усиленной тренировки,
основанной на достаточно опасных тайных методах.
Тексты о них, зачастую очень туманные, написаны
особым шифрованным языком (так называемым темным,
или «умышленным») — по крайней мере, хоть это не
вызывает никаких сомнений. Если еще не приобретена
достаточная квалификация (начиная с непоколебимой
отваги) и тебя не наставляет компетентный учитель (а
в этой области их не так уж много), лучше полностью
отказаться от этих методов, которые при неудачном
приложении могут привести «ученика мага» к
непоправимым психическим и физическим травмам.
Когда говорят о «патологии кундалини» (причем не
только в Индии, но теперь и в других странах, где не
предусматривается подстраховка), с этим, увы,
приходится согласиться: неврозы, психозы,
депрессивные и истерические проявления, сердечные
нарушения и даже самоубийства и внезапные смерти —
все это лишь некоторые аспекты реальной картины,
сильно отличающейся от цветистых описаний New Age.
Так что совершенно недостаточно научиться пробуждать
эту энергию основы: это опасная операция, и
позитивных примеров крайне мало.
Помимо этого умения следует обладать способностью не
дать этой энергии, после того как она приведена в
действие, переполнить тебя, уметь ею управлять, ею
«владеть». «Хатха-йога прадипика» (III, 109)
сравнивает кундалини с молодой вдовой (Шакти,
потерявшая супруга Шиву), сидящей у двух рек
(символизирующих иду и пингалу), с которой предстоит
силой снять покровы (удаляя скрывающие ее особые
формы), чтобы затем овладеть ею, поскольку «она
ведет в высший мир».
Малейшая реакция ученика в виде страха или
нерешительности незамедлительно свела бы на нет эту
силу, которая, не будучи понята в своей сути (как
наша собственная природа, представленная в виде
энергии), приобрела бы тогда разрушительную свободу.
Добавим, что не менее проблематично пытаться
остановить кундалини, если она уже пробудилась и уже
начала освободительное восхождение. Любые колебания
на этом пути, любая потворствующая «инсталляция» в
чакре (даже если она сопровождается проявлением
сверхъестественных возможностей) равносильны
стагнации, если не регрессу. И наконец, когда
процесс пройден до конца, нужно уметь решиться
«спуститься обратно», привести змею в состояние
покоя, если этого не произойдет, духовный конец,
«выход» из космоса, конечно же, полностью совпадет с
физической смертью.
Сопоставимая в этом с нашей средневековой
алхимической традицией, кундалини-йога стремится
преобразовать природу в целом, начиная с самой
грубой ее формы — материи, что особенно касается
человеческого тела. Таким образом, это не путь
отрыва пли изоляции, как йога Патанджали или
джньяна-йога. Пройти этапы созидательного движения в
обратном направлении, начиная с самой низшей точки
до источника, — такова перспектива. В этой инволюции
божественная энергия возобновляет в себе все формы,
все обличия, все миры, которые она спроектировала.
На каждом уровне восхождения расцветает лотос
соответствующего центра.
Этот лотос (у непосвященных закрытый в поникший
бутон) распрямляется, распускается, давая
определенное господство над сознанием и
существованием. Если кундалини не остановится в
своем подъеме, каждый раз, когда она будет
пронизывать новую чакру, более низкий принцип будет
поглощен принципом, расположенным непосредственно
над ним, результат — причиной, грубое — хрупким
вплоть до поглощения последнего таттвами в высшем
центре. Эта лайя-йога (йога растворения) с
очевидностью требует могущества исключительной
визуализации, способности жить эффективно в своем
теле, проходя такие алхимические превращения. В
отличие от состояния медиума, здесь ясное сознание
играет столь же активную роль, что и созидательное
воображение.
Точная феноменология традиционного репертуара
сопровождает, впрочем, каждый этап. Например,
говорят, что пробуждение кундалини вызывает
чрезвычайно сильный жар и что ее прохождение через
чакры станет полноценным, если нижняя часть тела
будет неподвижной и окоченевшей, как у трупа, тогда
как проходимая область будет раскаленной. В этой
работе отмечают также три решающих момента — три
«узла» (грантхи). Первый, или «узел Брахмы»,
соответствует даже пробуждению змеи в муладхаре, и,
сколь бы человек ни был подготовлен, этот момент
всегда производит на него эффект катаклизма.
Второй, или «узел Вишну», находится на уровне
сердца, и в этом случае говорят об «умерщвлении»
манаса «я» думающего. И наконец, третий, «узел Рудры»,
соответствующий «третьему глазу», труднее всего
отделить ото всего остального, но это относится
только к йогам, которые, отказавшись от всех
чувственных, аффективных и ментальных связей,
остаются привязанными — хоть и очень слабо — к
власти, явлениям и психическому опыту.
Тем не менее если строго следовать этому методу,
похоже, он обязательно приведет к тем же результатам
— независимо от каких бы то ни было верований или
философии. Этот метод и есть хатха-йога в полном
смысле слова, которая в своей целостной форме (а не
в смягченном варианте, который практикуется в наши
дни) оказывается наиболее надежным средством
достижения искомой цели.
Кундалини-йога
Нади
Чакры