Самый древний
методологический трактат по йоге, дошедший до пас,
создан трудами Патанджали, который, по мнению ряда
ученых, жил в IV—II вв. до н. э., другие говорят о
гораздо более позднем периоде (II, III или даже V
век п. э.). Традиционно этому мудрецу приписывают
также авторство «Большого комментария» («Махабхашья»)
к грамматике Панипи и знаменитого трактата но
аюрведической медицине «Каракасанхнта». Даже если
эта традиция только легенда, сами но себе эти три
произведения имеют большое значение, поскольку
известно, что медицина, йога (медицина мысли) и
грамматика («аскеза аскез», излечивающая от
«загрязненности речи») часто соединялись у
древнеиндийских мыслителей. Что касается направления
йоги, носящего его имя (патаиджала-йога), которое
позднее назвали «царской йогой» (раджа-йога) (чтобы
подчеркнуть ее превосходство над остальными
направлениями), Патанджали ее не «придумал», и это
совершенно очевидно. Он лишь скоординировал и
кодифицировал традиционную совокупность методик
аскезы и созерцания, включив их в философию санкхьи
и найдя ей практическое и духовное применение.
Как и другие тексты, лежащие в основе даршан, текст
Патанджали представляет собой набор очень емких
сентенций - сутр (буквально «сыновья»). Эти
эллиптические формулировки заучивались наизусть, и
только объяснения, которые давал учитель, могли
восполнить их чрезвычайную лаконичность. Для
«Йога-сутры» написано множество очень ценных
комментариев, дошедших до нас, что облегчает ее
понимание. В первую очередь это почти неотделимая от
оригинального текста «Иога-бхашья» («Комментарий к
йоге»), созданная Вьясой (V век ?). Затем
последовало толкование Вачаспатимишры (IX век) «Иога-таттвавайшарати»
(«Искусный трактат о принципах йоги»). Царь Бходжа
(1018—1060) создал «Раджа-мартанду» («Царское
солнце»), а Рамананда Сарасвати (начало XVII века) —
«Манипрабху» («Сверкание драгоценности»). И наконец,
Виджньянабхикшу (XVI век) в своей «Йога-варттике»
(«Методическое изучение йоги») дает примечательный
комментарий к «Иога-бхашье» Вьясы.
Сто девяносто шесть афоризмов Патанджали разбиты на
четыре раздела. В первом излагается природа и цель
самадхи, второй посвящен практике (садхана) и
средствам для достижения этой цели, третий —
сверхъестественным возможностям (виб-хути), и,
наконец, в четвертом речь идет об освободительном
уединении (кайвалья), последней стадии реализации
йоги как пути санкхьи.
Во всей «Йога-сутре» термин «йога» в гораздо меньшей
степени имеет значение «союз», чем значение «волевое
усилие» для достижения Освобождения через контроль
различных психосоматических элементов человеческой
природы. Бходжа также говорит: «Разделение (вийога)
между духом (пуруша) и природой (пракрити). Здесь
узнается язык и даже цель санкхьи. Тем не менее
кроме более продвинутой психологии и теистических
тенденций, к которым мы еще вернемся, существует
«стиль», свойственный раджа-йоге, который не
позволяет спутать ее с даршаной Капилы. Это своего
рода героическая вера в возможность индивида
осуществить Освобождение путем энергетического
участия всего своего существа, включая тело и разум.
Знание, которое пронизывает «Иога-сутру», не чисто
интеллектуальное, как в саикхье, оно
экспериментальное и преобразовательное.
Йога Патанджали, или «царская йога»
Психическая структура
Предварительные дисциплины
Медитативная поза и контроль дыхания
Концентрация и медитация
Самадхи с познавательной способностью
Сверхъестественная власть
Высший самадхи и состояние «живого освобожденного»