Что читают





  • Карма-йога

    «Ты имеешь право на действие, но только на действие и никогда — на его плоды. Пусть плоды твоих действий никогда не станут для тебя побудительной причиной. И тем не менее не позволяй себе привязанности к бездействию»

  • Тантрический шиваизм

    Йог, достигающий центра колеса, там, где воедино собраны все энергии, одновременно находится в полном покое и испытывает чудесную эйфорию, поскольку может видеть то, что находится на периферии непрерывно обновляемого колеса опыта и явлений, и быть вне всего этого...

  • Кундалини-йога

    Природа кундалини — одновременно светящаяся и звучащая. Первый из этих аспектов — ссылка на «огонь», характеризующий утонченное состояние и жизненный принцип, второй соотносится с колдовской наукой, образующей существенную часть этой йоги (мантра-йога)...



Google


Йога Патанджали, или «царская йога»



Самый древний методологический трактат по йоге, дошедший до пас, создан трудами Патанджали, который, по мнению ряда ученых, жил в IV—II вв. до н. э., другие говорят о гораздо более позднем периоде (II, III или даже V век п. э.). Традиционно этому мудрецу приписывают также авторство «Большого комментария» («Махабхашья») к грамматике Панипи и знаменитого трактата но аюрведической медицине «Каракасанхнта». Даже если эта традиция только легенда, сами но себе эти три произведения имеют большое значение, поскольку известно, что медицина, йога (медицина мысли) и грамматика («аскеза аскез», излечивающая от «загрязненности речи») часто соединялись у древнеиндийских мыслителей. Что касается направления йоги, носящего его имя (патаиджала-йога), которое позднее назвали «царской йогой» (раджа-йога) (чтобы подчеркнуть ее превосходство над остальными направлениями), Патанджали ее не «придумал», и это совершенно очевидно. Он лишь скоординировал и кодифицировал традиционную совокупность методик аскезы и созерцания, включив их в философию санкхьи и найдя ей практическое и духовное применение.

Как и другие тексты, лежащие в основе даршан, текст Патанджали представляет собой набор очень емких сентенций - сутр (буквально «сыновья»). Эти эллиптические формулировки заучивались наизусть, и только объяснения, которые давал учитель, могли восполнить их чрезвычайную лаконичность. Для «Йога-сутры» написано множество очень ценных комментариев, дошедших до нас, что облегчает ее понимание. В первую очередь это почти неотделимая от оригинального текста «Иога-бхашья» («Комментарий к йоге»), созданная Вьясой (V век ?). Затем последовало толкование Вачаспатимишры (IX век) «Иога-таттвавайшарати» («Искусный трактат о принципах йоги»). Царь Бходжа (1018—1060) создал «Раджа-мартанду» («Царское солнце»), а Рамананда Сарасвати (начало XVII века) — «Манипрабху» («Сверкание драгоценности»). И наконец, Виджньянабхикшу (XVI век) в своей «Йога-варттике» («Методическое изучение йоги») дает примечательный комментарий к «Иога-бхашье» Вьясы.

Сто девяносто шесть афоризмов Патанджали разбиты на четыре раздела. В первом излагается природа и цель самадхи, второй посвящен практике (садхана) и средствам для достижения этой цели, третий — сверхъестественным возможностям (виб-хути), и, наконец, в четвертом речь идет об освободительном уединении (кайвалья), последней стадии реализации йоги как пути санкхьи.

Во всей «Йога-сутре» термин «йога» в гораздо меньшей степени имеет значение «союз», чем значение «волевое усилие» для достижения Освобождения через контроль различных психосоматических элементов человеческой природы. Бходжа также говорит: «Разделение (вийога) между духом (пуруша) и природой (пракрити). Здесь узнается язык и даже цель санкхьи. Тем не менее кроме более продвинутой психологии и теистических тенденций, к которым мы еще вернемся, существует «стиль», свойственный раджа-йоге, который не позволяет спутать ее с даршаной Капилы. Это своего рода героическая вера в возможность индивида осуществить Освобождение путем энергетического участия всего своего существа, включая тело и разум. Знание, которое пронизывает «Иога-сутру», не чисто интеллектуальное, как в саикхье, оно экспериментальное и преобразовательное.



Йога Патанджали, или «царская йога»
Психическая структура
Предварительные дисциплины
Медитативная поза и контроль дыхания
Концентрация и медитация
Самадхи с познавательной способностью
Сверхъестественная власть
Высший самадхи и состояние «живого освобожденного»


Сайт управляется системой uCoz