Третью часть произведения
Патанджали, начиная с 16-й сутры, почти целиком
занимает перечисление сиддхи («совершенства»), или
виб-хути («проявление могущества»). Именно
концентрируя, затем медитируя и, наконец,
осуществляя самадхи в отношении объекта или класса
объектов (то есть через тройную коннотирующую
операцию в рамках саньямы), йог обретает знаменитую
власть, которую ошибочно считают
«сверхъестественной», ведь на самом деле она
происходит именно из природы — пракрита (в
ведической терминологии — майя, в тантрической —
шакти).
Конечно, предполагает Патанджали (IV, 1), она может
быть врожденной или приобретенной другими путями
(наркотики, колдовство, тапас). Тем не менее здесь
она нас интересует в первую очередь в качестве
знаков и результатов медитации. В индуистской мысли
(даже не тантрической) знать — это не только быть,
но и мочь, и это, можно сказать, совершенно
естественно.
Несколько примеров. Производя санъяму в отношении
васины и сакскары, йог познает свои предшествовавшие
жизни (III, 18). Саньяма при перенесении на
«понятия» {пратьяя) проникает в ментальные состояния
других людей (19) и, — уточняет Вьяса, — без знания
объектов, которые их произвели, и «последние не
имеют прямой связи с мыслью йога: он познает
психическую эмоцию любви, по не познает объект
любви»; воздействуя саньямой па карму, он может
узнать момент своей смерти (21). При перенесении на
Солнце он получает знания на семи космических
уровнях (26); на Полярную звезду — знание движения
звезд (28); на трахею — прекращение чувства голода и
жажды (30).
Назовем также другие возможности йога: умение
становиться невидимым (21); чрезвычайная физическая
сила (24); знание тонких, скрытых или удаленных друг
от друга объектов (25); способность подниматься над
поверхностью: над водой, грязью, шипами (39);
свечение тела (40); перемещение в пространстве (42);
миниатюризация тела (45). В других текстах к этому
добавляются противоположные возможности: способность
по своему желанию увеличиваться в размерах, а также
произвольно менять свой вес в любую сторону;
воздействовать на расстоянии на любой объект;
нырнуть в землю, словно это вода, и вынырнуть из
нее; управлять силами природы, осуществлять любые
свои желания и т.д.
Тем не менее на этом стоит задержаться. Все эти
чудесные способности, столь много сделавшие для
поднятия престижа йогов, по сути своей являются
испытаниями, которым адепт подвергается на высшей
ступени сознания и с помощью которых он открывает
определенные врата, пройдя через которые он
приближается к Великому Освобождению. В отличие от
магов, он не стремится к обладанию этими
возможностями как таковому. Когда он их приобретает,
он избегает их использовать, опасаясь найти в них
удовольствие, забывая свою настоящую цель, которая
не имеет с этим ничего общего.
На самом деле, говорит нам Патанджали (37), эти
«совершенства» (по отношению к обыденной жизни)
являются препятствием на пути к самадхи. Наивысшая
сила йога — способность отказаться от всего, и от
творения чудес в том числе. Кроме того, боги не
дадут себя здесь обмануть. Согласно Вьясе
(«Йога-брахмана» III, 51), когда йог доходит до
последнего «самадхи с семенем», они не приближаются
к нему, а испытывают его, предлагая всякого рода
небесные удовольствия и неслыханные милости, иными
словами, приглашая сто присоединиться к ним в их
надчеловеческом существовании. Согласно тому же
комментатору (III, 26), существует большое сходство
между некоторыми дэвами, живущими в Брахмалоки («мир
Брахмана» вне времени и пространства), и йогами,
обладающими возможностями, предоставляемыми
санпранджьята-самадхи.
В действительности четыре класса богов Брахмалоки по
своей природе имеют духовный статус, который
отвечает соответственно четырем уровням «самадхи с
семенем». Поскольку они остановились на этих
стадиях, то не освобождаются, а только пользуются
состоянием исключительного сознания — тем же, что
доступен богам — держателям сиддхи. Что же касается
тех, кто не задерживается на возможностях,
предоставляемых «самадхи с семенем», то их,
собственно, почитают даже выше самих богов.
Йога Патанджали, или «царская йога»
Психическая структура
Предварительные дисциплины
Медитативная поза и контроль дыхания
Концентрация и медитация
Самадхи с познавательной способностью
Сверхъестественная власть
Высший самадхи и состояние «живого освобожденного»