Что читают





  • Карма-йога

    «Ты имеешь право на действие, но только на действие и никогда — на его плоды. Пусть плоды твоих действий никогда не станут для тебя побудительной причиной. И тем не менее не позволяй себе привязанности к бездействию»

  • Тантрический шиваизм

    Йог, достигающий центра колеса, там, где воедино собраны все энергии, одновременно находится в полном покое и испытывает чудесную эйфорию, поскольку может видеть то, что находится на периферии непрерывно обновляемого колеса опыта и явлений, и быть вне всего этого...

  • Кундалини-йога

    Природа кундалини — одновременно светящаяся и звучащая. Первый из этих аспектов — ссылка на «огонь», характеризующий утонченное состояние и жизненный принцип, второй соотносится с колдовской наукой, образующей существенную часть этой йоги (мантра-йога)...



Google


«Сверхъестественная власть» йога



Третью часть произведения Патанджали, начиная с 16-й сутры, почти целиком занимает перечисление сиддхи («совершенства»), или виб-хути («проявление могущества»). Именно концентрируя, затем медитируя и, наконец, осуществляя самадхи в отношении объекта или класса объектов (то есть через тройную коннотирующую операцию в рамках саньямы), йог обретает знаменитую власть, которую ошибочно считают «сверхъестественной», ведь на самом деле она происходит именно из природы — пракрита (в ведической терминологии — майя, в тантрической — шакти).

Конечно, предполагает Патанджали (IV, 1), она может быть врожденной или приобретенной другими путями (наркотики, колдовство, тапас). Тем не менее здесь она нас интересует в первую очередь в качестве знаков и результатов медитации. В индуистской мысли (даже не тантрической) знать — это не только быть, но и мочь, и это, можно сказать, совершенно естественно.

Несколько примеров. Производя санъяму в отношении васины и сакскары, йог познает свои предшествовавшие жизни (III, 18). Саньяма при перенесении на «понятия» {пратьяя) проникает в ментальные состояния других людей (19) и, — уточняет Вьяса, — без знания объектов, которые их произвели, и «последние не имеют прямой связи с мыслью йога: он познает психическую эмоцию любви, по не познает объект любви»; воздействуя саньямой па карму, он может узнать момент своей смерти (21). При перенесении на Солнце он получает знания на семи космических уровнях (26); на Полярную звезду — знание движения звезд (28); на трахею — прекращение чувства голода и жажды (30).

Назовем также другие возможности йога: умение становиться невидимым (21); чрезвычайная физическая сила (24); знание тонких, скрытых или удаленных друг от друга объектов (25); способность подниматься над поверхностью: над водой, грязью, шипами (39); свечение тела (40); перемещение в пространстве (42); миниатюризация тела (45). В других текстах к этому добавляются противоположные возможности: способность по своему желанию увеличиваться в размерах, а также произвольно менять свой вес в любую сторону; воздействовать на расстоянии на любой объект; нырнуть в землю, словно это вода, и вынырнуть из нее; управлять силами природы, осуществлять любые свои желания и т.д.

Тем не менее на этом стоит задержаться. Все эти чудесные способности, столь много сделавшие для поднятия престижа йогов, по сути своей являются испытаниями, которым адепт подвергается на высшей ступени сознания и с помощью которых он открывает определенные врата, пройдя через которые он приближается к Великому Освобождению. В отличие от магов, он не стремится к обладанию этими возможностями как таковому. Когда он их приобретает, он избегает их использовать, опасаясь найти в них удовольствие, забывая свою настоящую цель, которая не имеет с этим ничего общего.

На самом деле, говорит нам Патанджали (37), эти «совершенства» (по отношению к обыденной жизни) являются препятствием на пути к самадхи. Наивысшая сила йога — способность отказаться от всего, и от творения чудес в том числе. Кроме того, боги не дадут себя здесь обмануть. Согласно Вьясе («Йога-брахмана» III, 51), когда йог доходит до последнего «самадхи с семенем», они не приближаются к нему, а испытывают его, предлагая всякого рода небесные удовольствия и неслыханные милости, иными словами, приглашая сто присоединиться к ним в их надчеловеческом существовании. Согласно тому же комментатору (III, 26), существует большое сходство между некоторыми дэвами, живущими в Брахмалоки («мир Брахмана» вне времени и пространства), и йогами, обладающими возможностями, предоставляемыми санпранджьята-самадхи.

В действительности четыре класса богов Брахмалоки по своей природе имеют духовный статус, который отвечает соответственно четырем уровням «самадхи с семенем». Поскольку они остановились на этих стадиях, то не освобождаются, а только пользуются состоянием исключительного сознания — тем же, что доступен богам — держателям сиддхи. Что же касается тех, кто не задерживается на возможностях, предоставляемых «самадхи с семенем», то их, собственно, почитают даже выше самих богов.



Йога Патанджали, или «царская йога»
Психическая структура
Предварительные дисциплины
Медитативная поза и контроль дыхания
Концентрация и медитация
Самадхи с познавательной способностью
Сверхъестественная власть
Высший самадхи и состояние «живого освобожденного»


Сайт управляется системой uCoz