Что читают





  • Карма-йога

    «Ты имеешь право на действие, но только на действие и никогда — на его плоды. Пусть плоды твоих действий никогда не станут для тебя побудительной причиной. И тем не менее не позволяй себе привязанности к бездействию»

  • Тантрический шиваизм

    Йог, достигающий центра колеса, там, где воедино собраны все энергии, одновременно находится в полном покое и испытывает чудесную эйфорию, поскольку может видеть то, что находится на периферии непрерывно обновляемого колеса опыта и явлений, и быть вне всего этого...

  • Кундалини-йога

    Природа кундалини — одновременно светящаяся и звучащая. Первый из этих аспектов — ссылка на «огонь», характеризующий утонченное состояние и жизненный принцип, второй соотносится с колдовской наукой, образующей существенную часть этой йоги (мантра-йога)...



Google


Йога Патанджали: Предварительные дисциплины



Яма и нияма составляют функциональную основу раджа-йоги, как, впрочем, в большей или меньшей степени и всех прочих направлений йоги, за исключением некоторых тантрических течений. Подчеркнем «метанравственный» характер, который придается этим строгостям и суровым предписаниям. «Добро» активизируется не во имя себя самого (рано или поздно нужно будет освободиться от добродетели точно так же, как вы освободились от порока). «Зло» в первую очередь означает грязь, а его истоки — в ошибке. Изначальная цель — добиться гармонизации психики, чтобы лучше противостоять предшествующим и более определенным этапам йоги.

Слово «яма» образовано от корпя jam — «взнуздывать», «держать в руках». В соответствии с пятью «великими обетами джайнизма» Патанджали предлагает пять типов воздержания, которые налагаются на любого ученика йоги, «поскольку они являются универсальным правилом, не зависящим ни от места, ни от времени, ни от обстоятельств» («Йога-сутра» II, 31): 1) ахимса — не делай зло никакому существу; 2) сатья — не лги; 3) астея — не воруй; 4) брахмачаръя — сексуальное воздержание; 5) апариграха — нестяжательство.

Не стоит останавливаться на негативной форме этих определений. Санскрит охотно выражает положительное значение через противоположную форму. Так, ахимса (самое великолепное из всех правил, поскольку, согласно Вьясе, «ямы и ниямы, следующие друг за другом, в нем коренятся и стремятся его совершенствовать») есть ме просто отрицание насилия, а не-насилие — в положительном смысле — благожелательное и благодетельное поведение в отношении других; сатья является не просто отказом от лжи - это сознательное стремление согласовать свои слова и мысли с действиями; астея означает не просто нсприсвоение того, что принадлежит другим, а очищение души человека от любых притязаний; брахмичарья — это, согласно Вьясе (там же), «контроль над тайными силами», что значительно превосходит простое сексуальное воздержание; и наконец, путем тренировки апаршрахи йог избегает накопления ненужного имущества, сохраняя лишь то, без чего не обойтись для поддержания жизни, при этом он должен проявлять великодушие по отношению к людям достойным, в первую очередь — к своему гуру, которому он должен сделать символический подарок, придя просить его об инициации.

Тогда как ямы регулируют поведение в отношении других, пять дополняющих их ниям рассматривают скорее отношения с самим собой: 1) шауча — чистота внешняя, а при необходимости и внутренняя, достигаемая чередой чисток и очищений (крия), на которых специализируется хатха-йога: шауча подразумевает также соответствующую диету и исключение грубых чувств; 2) сантоша - удовлетворение, успокоение; 3) тапасья - аскетический пыл, старая независимая ведическая методика йоги как таковая; Вьяса («Йога-брахмана» II, 32) определяет ее как способность «переносить противоречия»; 4) свадхьяя - изучение Писаний или медитативное повторение слога «Ом»; 5) ишвара-пранидхана — буквально: «представление любого действия господину».

Поскольку Патанджали, похоже, уравнял это посвящение богу с другими правилами, некоторые критики сочли его теизм умеренным или поверхностным. Конечно, раджа-йога не является благочестивым путем, и ее цель — не союз с божеством. Тем не менее высшая степень совершенства концентрации па ишваре признается сначала как подготовка, затем как вторичная дисциплина и даже как почти отдельный метод достижения самадхи (I, 23). Ишвара не является трансцендентным богом-творцом. Это особый пуруша (пурушавишеша), свободный от какой-либо вечности, единственная монада, которая изначально существует в своей «собственной форме», «не подверженная факторам страдания, поступкам, их последствиям и накопившемуся подсознательному» (I, 24).

И хотя господин не награждает и не наказывает людей за их поступки, он может помочь тем, кто ему предай, устранить препятствие на их пути через своего рола взаимное тяготение, которое существует между ним и йогами (11, 45). В целом бог Патанджали - это гуру, «гуру всех гуру» (I, 26), практически хозяин особой корпорации по инициации, которая способствует Освобождению, но напрямую не гарантирует его.

Множество препятствий встречается па пути у кандидата, особенно это связано с актуализацией васан и санскар. В «Йога-сутре» (I, 30) их насчитывается девять: «болезнь, подавленность, нерешительность, пренебрежение, лень, чувственность, ошибка в суждении, неспособность подчинить какой-либо этап концентрации или поддерживать себя на достигнутом уровне (из-за отсутствия стабильности)». В этом случае проявляются следующие симптомы: «огорчение, упадок духа, нервозность, обычные вдохи и выдохи (вместо отрегулированного через пранаяму дыхания») (I, 31).

Для того чтобы преодолеть все эти трудности, Патанджали рекомендует различные подходы: единовременно концентрироваться только на одном объекте (I, 32), прояснить психику через методическое развитие четырех чувств, проявлять благожелательность по отношению к живым существам, сострадание по отношению к тем, кто страдает, радостную симпатию к хорошим людям и безразличие к злым (I, 33); дополнительный выдох, за которым следует остановка дыхания с пустыми легкими (1,34); медитация на сознании существа, свободного от желания (1,37); взятие в качестве объекта концентрации образов из сна или состояния глубокого сна (1, 38); или же медитация на любом объекте, к которому вы ощущаете в себе расположение; и наконец, когда вы чувствуете себя охваченным отрицательными влияниями, развивать противоположную им мысль (II, 33).

Владение этими дисциплинами (между прочим, лишь предварительными, каковыми являются ямы и ниямы) уже даст йогу определенное количество «способностей», которые, вовсе не будучи сверхъестественными, как те, о которых пойдет речь дальше, тем не менее уже отличают своего обладателя от обычных людей. Например, в присутствии того, кто исповедует ненасилие, стихает любая враждебность (II, 35); если он совершенно правдив, все, что он говорит, обязательно свершается (II, 36); когда он уже полностью освобождается от всяческого желания владеть чем бы то пи было, сокровища стекаются к нему со всех сторон (I, 37); аутентичное целомудрие (то есть распространяющееся на действие, речь, мысль) порождает мощную энергию (1,38) и т. д. В целом любой отказ от удовольствия или привязанности ведет к власти, которая тем больше, чем полнее был отказ. Но эта власть, в свою очередь, может стать радостью или привязанностью, а при стремлении к абсолютной свободе от них следует отказаться.



Йога Патанджали, или «царская йога»
Психическая структура
Предварительные дисциплины
Медитативная поза и контроль дыхания
Концентрация и медитация
Самадхи с познавательной способностью
Сверхъестественная власть
Высший самадхи и состояние «живого освобожденного»


Сайт управляется системой uCoz