Что читают





  • Карма-йога

    «Ты имеешь право на действие, но только на действие и никогда — на его плоды. Пусть плоды твоих действий никогда не станут для тебя побудительной причиной. И тем не менее не позволяй себе привязанности к бездействию»

  • Тантрический шиваизм

    Йог, достигающий центра колеса, там, где воедино собраны все энергии, одновременно находится в полном покое и испытывает чудесную эйфорию, поскольку может видеть то, что находится на периферии непрерывно обновляемого колеса опыта и явлений, и быть вне всего этого...

  • Кундалини-йога

    Природа кундалини — одновременно светящаяся и звучащая. Первый из этих аспектов — ссылка на «огонь», характеризующий утонченное состояние и жизненный принцип, второй соотносится с колдовской наукой, образующей существенную часть этой йоги (мантра-йога)...



Google


Йога — это остановка ментальных изменений



«Йога — это остановка ментальных изменений (йогах ситта-вритти-ниродхах)», — писал Патанджали («Йога-сутра» I, 2). Под остановкой понимается временное прекращение чего-либо, приведение в неподвижное состояние, а под изменениями — эти волны, эти вихри мысли, коими являются вритти. Термин «ситта» соответствует внутреннему органу (антахкарана) санкхьи. Он включает интеллект (буддхи), осознание «я» (аханкара) и ментальную способность (манас), к которым некоторые школы добавляют пять вайю, или жизненных дыханий, и способности сознания и действия. Этот физический состав у различных людей разный — в соответствии со свойственной каждому прошлой кармой, в результате каждый вступает на путь к прозрению из своей собственной точки, и каждому нужны различные дисциплины. Тем не менее все различия психической природы Патанджали сводит к пяти категориям:

1) правильные знания (пранана), достигаемые с помощью трех средств: прямого восприятия, вывода, подтвержденного доказательства (представленного, в частности, священными писаниями);
2) ложное знание (випарьяя), включающее все ошибки восприятия, иллюзии и т. д.;
3) воображение (викальпа), отличающееся и от истины и от ошибки, поскольку слово и мысль не опираются ни на одни реальный объект;
4) глубокий сон (нидра);
5) память (смрити).

Раджа-йога предлагает совершить «остановку» совокупности этих функций, а это, говорит она нам, возможно только в результате интенсивной практики (абхьяса), сопровождаемой отстранением (вайрачья) в отношении всех чувственных и ментальных объектов, практики, к которой стремились бы с «рвением, упорством, непрерывно и долго» («Йога-сутра» I, li). Нигде особенно не подчеркивается, что йога не подходит слабым, нежным или неволевым натурам.

Любые ментальные изменения в конечном счете «болезненны» и являются источником печали и закабаления (клеша). В основе различных причин страдания лежит незнание действительности (авидья), которое заставляет нас «принимать непостоянство, нечистоту, несчастье, то, что не есть "я", за постоянство, чистоту, счастье, "я"» (II, 5). Это смешение определяет четыре других очага вредных психических состояний: 1) чувство индивидуальности (асмита), ошибочная идентификация «я» с помощью этих простых инструментов, коими являются тело и интеллект. Отсюда эта вера: «мыслю именно я», «испытываю именно я» — и тенденция относить существа, предметы, события к двум типам: те, которые входят в смысл нашего эго, его подчеркивают, и те, которые ему противоречат, его ослабляют; 2) привязанность (рага), аспект незнания, который заключается в идентификации себя с приятными опытами и желании их повторения, в наслаждении ими в воспоминаниях; 3) отвращение (двеша), обратная тенденция, питаемая памятью о мучительном опыте и вызывающая отрицательную реакцию: противостояние, сопротивление, отказ (из страха перед новым страданием); 4) факт цепляния за жизнь (абхинивеша), инстинктивный страх смерти, наблюдаемый у любых существ, «даже у ученых», — как говорит Патанджали (II, 9; «и даже у животных, которые только что родились», — добавляет Вьяса).

С проницательностью, превосходящей санкхью, патанджала-йога считает, что для того, чтобы стать хозяином разума, недостаточно контролировать сознательные действия. Действительно, вритти, «психические завихрения», рождаются из огромного, темного и неисчерпаемого резервуара «скрытых возможностей» (васаны), который в современной терминологии мы назвали бы «бессознательным» или «подсознательным». «Источник васан — в памяти», — пишет Вьяса («Йога-брахмана» IV, 9). Подобно старым «ароматам», продолжающим пропитывать вазу, содержание которой испарилось, это следы, оставленные нашим предыдущим опытом (в этом существовании или в ином).

Но эти «кармические склады» (кармашайя) не просто пассивно и остаточно присутствуют, а обладают сильным динамизмом, который подталкивает их возобновлять жизнь, снова актуализироваться в форме сознаний и поступков, которые, в свою очередь, вызывают васины и т. д., создавая бурлящий водоворот, не прерываемый даже смертью. Следовательно, зачем пытаться очистить содержание сознания, когда неосознанные тенденции не были нейтрализованы, осушены? Это тем более необходимо, что задолго до Фрейда йоги обнаружили, что васаиы, повторяясь, фиксируясь, выкристаллизовываясь, в конце концов организуются и определяют настоящие «конструкции» — «санскары», навязчивые «комплексы», обладающие собственным злом.

Здесь возникает почти непреодолимая трудность. Необходимо познать функции психической природы, но с помощью какого инструмента? Не отмечена ли несовершенством сама наша собственная способность наблюдать этот процесс? Вьяса («Йога-брахмана» I, 1) установил ставшее классическим различие между пятью основными свойствами внимания, которые, когда они преобладают, достигают «ментального плана» (ситтабхуми): 1) нестабильное, меняющееся, претерпевающее флуктуации (кшипта) из-за избытка раджаса: мысль схожа с обезьяной, которая прыгает с ветки на ветку, не позволяя себя поймать: 2) отягощенное, спутанное, слепое (мудха) из-за избытка тамаса; 3) в отдельных случаях или временно сконцентрированное (викшипта); 4) зафиксированное в одной единственной точке (экагра); 5) полностью неподвижное (иируддха).

Два первых состояния характеризуют обычную жизнь (калейдоскопический поток мыслей, эмоциональная зыбь). Третье качество, викшипта, проявляется в ситуациях, когда на определенное время удается удержать внимание, например когда мы читаем что-то увлекательное, когда присутствуем на каком-либо зрелище, когда пытаемся решить какую-либо проблему или различить неясный шум, вспомнить что-нибудь и т. д. Но эта временная концентрация, обусловленная интересом, который мы направляем на предмет или событие, нисколько не способствует Освобождению. И только в четвертом состоянии, с активной концентрацией на одной-единственной точке (экагра, или экаграта) целостный интеллект начинает становиться для йога эффективным инструментом. Впрочем, до этой стадии вообще не стоит говорить о йоге, и к тому же не стоит думать, что следующее состояние, нирудха, — хотя при нем и отмечается полное прекращение развития сознательной мысли, — это и есть Освобождение, поскольку иод этой «спокойной плоскостью» существуют васаны, всегда готовые изменить поверхность при малейшем ослаблении бдительности. И все же существует метод, позволяющий достичь полного владения разумом (сознанием и бессознательным) и полностью остановить переселенческий поток. Этот метод описан Патанджали в его «Йоге с восьмью членами» («Аштанга-йога»). При этом первые пять (яма, нияча, асана, прапаяма, пратьяхара) — так называемые «внешние», а три последние (дха-рапа, дхьяпа, самадхи) — «внутренние». В дальнейшем все йоги эксплицитно или имплицитно будут ссылаться на эту систему, выстроенную мастером.



Йога Патанджали, или «царская йога»
Психическая структура
Предварительные дисциплины
Медитативная поза и контроль дыхания
Концентрация и медитация
Самадхи с познавательной способностью
Сверхъестественная власть
Высший самадхи и состояние «живого освобожденного»


Сайт управляется системой uCoz