Тогда как
санпранджьята-самадхи состоял из нескольких
ступеней, не способствовал совершенствованию и
опирался в обязательном порядке на объекты,
асанпранджьята-самадхи предполагает
одно-единственное состояние, которое, хотя и
является результатом последовательных стараний йога,
обладает очевидным характером, причем сопоставлять
его с иными состояниями невозможно. В нем не
существует никакой «связи»: ни во внешнем, ни во
внутреннем порядке, никакого различия — отсутствует
даже спасительная разница между пуруши и пракрити,
которые, кстати, и являются целью санкхья-йоги:
«Даже когда это разрушено, — сказано в "Йога-сутре"
(I, 51), - производится самадхи без семени, если при
этом обрываются все психические изменения».
Тем не менее эти «пустынные» описания не должны
вводить в заблуждение: речь идет не о состоянии
отсутствия, а, напротив, об абсолютном присутствии и
о «незнании» в том смысле, что нет больше ничего
«иного» для познания и в результате «быть» и «знать»
полностью совпадают. Имеет место совершенная пустота
объекта, но при этом наполненность духа, о котором
мы не можем даже сказать, что он «обрел» свою
свободу, поскольку никогда ее и не терял.
Присутствует «уединение» (кайвалья), но нет никакого
намека на ощущение лишения. Впрочем, последние слова
«Йога-сутры» звучат следующим образом: «Уединение —
это установление сознания [буквально - «энергии
сознания», сити-шактих] в своей собственной
природе».
Если Патанджали об этом больше нигде не говорит, то
это не только потому, что его стиль крайне сдержан и
мы не находим у него порыва и пламени, которые
украшают некоторые поэмы Шанкары, но и главным
образом потому, что это — состояние «живого
освобожденного» (дживан-мукта), в чистом виде не
поддающееся объяснению, алогичное, не подчиняющееся
принципу причинно-следственных связей и находящееся
вовне обычной категории мысли.
В Древней Греции к некоторым мудрецам и героям
относились как к «богам», но Индия пошла дальше: для
нее состояние дживан-мукты находится за пределами
как божественного, так и человеческого состояния.
Подобное существо покинуло время, у него больше нет
«истории». Поскольку его прарабдха-карма не
исчерпана, он продолжает обладать существованием,
или телесным проявлением — как своего рода
сопровождающей его «тенью», но больше ничто из того,
что с ним случается, его по-настоящему не задевает.
Погрузившись в океан однородного сознания, он больше
не испытывает ни счастье, ни несчастье как «свои».
Без привязанностей, без страха, без желаний, он не
похож ни на кого и тем не менее не видит никого
отделенным от себя. В каждом существе, в каждой
вещи, в отраженной игре множественности он различает
универсальный незыблемый субстрат, единственного
спасителя — Брахман.
Йога Патанджали, или «царская йога»
Психическая структура
Предварительные дисциплины
Медитативная поза и контроль дыхания
Концентрация и медитация
Самадхи с познавательной способностью
Сверхъестественная власть
Высший самадхи и состояние «живого освобожденного»