Что читают





  • Карма-йога

    «Ты имеешь право на действие, но только на действие и никогда — на его плоды. Пусть плоды твоих действий никогда не станут для тебя побудительной причиной. И тем не менее не позволяй себе привязанности к бездействию»

  • Тантрический шиваизм

    Йог, достигающий центра колеса, там, где воедино собраны все энергии, одновременно находится в полном покое и испытывает чудесную эйфорию, поскольку может видеть то, что находится на периферии непрерывно обновляемого колеса опыта и явлений, и быть вне всего этого...

  • Кундалини-йога

    Природа кундалини — одновременно светящаяся и звучащая. Первый из этих аспектов — ссылка на «огонь», характеризующий утонченное состояние и жизненный принцип, второй соотносится с колдовской наукой, образующей существенную часть этой йоги (мантра-йога)...



Google


Йога: Самадхи с познавательной способностью



Самадхи является не только решающим и последним уровнем в йоге, но также и интимной сутью — настолько, что Вьяса счел возможным в своем комментарии «Йога-сутры» («Иога-брахмана» I, 1) сделать общее заявление: «Йога — это самадхи». Этот термин, по правде говоря, не переводим на наши европейские языки. Он включает идеи объединения, собирания, соединения, стабильности, вбирания, так что без ущерба не может быть передан одним словом, даже таким, как «энстаз», предложенный Мирчей Элиаде. «Когда в сознании расцветает только медитируемый объект, который кажется опустошенным от своей собственной формы, это самадхи» («Йога-сутра» III, 3), то есть ни одна часть проекции, изображения или наложения не существует в этом состоянии в виде полного эмоционального ожидания.

Знание предмета таким, каков он есть в себе самом (сварупа), абсолютно и полностью совпадает с объектом знания, тогда как промежуточный термин (знающий субъект) исчез, поскольку сознание эго {ахапкара) уничтожено. Разум йога, вобранный в буддхи (формальная сверхъестественная способность), более не составляет единого целого с природой медитируемого объекта — настолько, что последний обладает чувственным или ментальным уровнем. Тем не менее свойства этого трансцендентного опыта различны. Патанджали и его комментаторы, во-первых, различают два совершенно различных типа самадхи: санпраджньята-самадхи — «самадхи с познавательной способностью» (или «с опорой» — саламбана, или «с семенем» — сабиджа) и асанпраджньята-самадхи, пли «самадхи без познавательной способности» («без опоры» — нираламбана, или «без семени» — нир-биджа).

«Самадхи с познавательной способностью» (когда объект полностью известен и отражается в кристалле разума) сам состоит из четырех положений — самапатти: этот термин нам уже встречался в буддистской йоге (кроме того, часто объединяют вместе четыре самапатти Патанджали и четыре джханы).

1) Самадхи «понятийный» назван так, потому что в нем, несмотря на обретение психического покоя, присутствуют вербально-логические ассоциации. На этом уровне три аспекта его реальности: понятие объекта, слово, обозначающее объект, и немедленное восприятие объекта — хотя и являются сами по себе вещами различимыми, находятся в тесном слиянии с мыслью (сита). Например, согласно Вьясе («Йога-брахмана» I, 42), когда концентрируются на корове, то слово «корова», понятие коровы и непосредственное восприятие этой конкретной коровы — все это воспринимается единым блоком. Эта савитарка-самадхи в обязательном порядке рассматривает вещи в их содержательном аспекте (стхула — «грубый»), а также в их временном параметре: какими они были в прошлом и какими они будут в будущем.

2) Самадхи, «освобожденный от понятий» (нирвитарка), переносится также на чувственные объекты, состоящие из пяти элементов, но он идет дальше в осознании, поскольку покидает любую вербально-логическую ассоциацию, любое воспоминание, любую необходимость называть, классифицировать и аргументировать. В каком-то смысле он очищает объект своей «истории» ото всего того, чему могла бы нас научить традиция, чтобы свести его к простой грубой единице и с ней идентифицироваться.

3) Самадхи «с дифференциацией» (савикара) заставляет медитирующего проникнуть в тонкие параметры природы. Проявленный объект взят для опоры, но йог уже не останавливается па его внешней форме, на его материи. Теперь он точно знает его элементарные сути, коими являются танматры, микроскопические ядра звуковой, световой и т.д. энергии, которыесоставляют основу (не воспринимаемую телесными чувствами) универсума. Тем не менее танматры здесь доступны только в их настоящих свойствах, обусловленных временем, пространством и причинностью.

4) Когда тонкий элемент охватывается в своей полноте, когда он известен во всех своих трансформациях и пространственно-временных мутациях, к которым он восприимчив, это нирвика-ра-самадхи («самадхи без дифференциации»), через который йог эффективно достигает контакта с энергетической основой физического мира.

Кроме того, еще в танматрах рассматриваются концентрации на онтологически высших объектах: во-первых, когнитивные способности (джнянендрия), во-вторых, тот «внутренний смысл», или манас, постигнутый в самом себе вне своих изменений. «Самадхи, отмеченный блаженством» (сананда-самадхи) вытекает из этой прогрессивной «тонкости»: саттвическое озарение, к которому тем не менее примешивается раджас (факт ощущения себя счастливым также доказывает остаточное присутствие эго).

Таким образом, йог поднимается по ступеням таттв, чтобы сконцентрироваться на аханкаре — чувстве «я» (индивидуальное «я» или космическое Я), затем — на чисто умственных способностях (буддхи), сравнимых с платоновским nous («ум»). Его медитация имеет границы в пракрити — первородной субстанции, которая, не проявленная в самой себе, никогда не может быть понята объективным образом. Наивысшая форма санпранджьята-самадхи — самадхи на осознании абсолютного Я, лишенный любого признака, в частности блаженства. Сасмита-самадхи, название которого Виджньянабхикшу объясняет тем, что йог, обретший собственное Я, обнаруживает: «Я есть {вши) иной, чем мое тело».

Согласно тому же комментатору, на этой стадии вступает в действие личное откровение бога (Ишвара). Это состояние, в отличие от предыдущего, полностью управляется гуной саттва. Йог, пребывающий в состоянии мира и ясности, похож на наблюдателя, который, сидя на вершине горы, одновременно видит, как движется множество людей и животных в долине. С этого момента, таким образом, он знает все вещи в их принципе и в их существовании, а не в последовательном или различительном виде. «В сравнении с бесконечностью сознания, которое было очищено от своей загрязненной оболочки, узнаваемое (или то, что осталось узнать) проявляется тогда как малое» («Йога-сутра» IV, 31), «как крошечное насекомое в огромном небе» («Йога-брахмана», там же).

Это беспрецедентное расширение видения не подразумевает тем не менее, что Освобождение окончательно приобретено, по причине васан, которые способны проникать в несознательное. Но прежде чем рассматривать последнюю стадию самадхи, где все «семена наконец сожжены», нужно изучить вопрос, на который уже кратко ссылались по поводу буддизма. Это вопрос сверхъестественной власти, которая проявляется у йога в этот период постепенной победы над Сознанием.



Йога Патанджали, или «царская йога»
Психическая структура
Предварительные дисциплины
Медитативная поза и контроль дыхания
Концентрация и медитация
Самадхи с познавательной способностью
Сверхъестественная власть
Высший самадхи и состояние «живого освобожденного»


Сайт управляется системой uCoz