Принятие позы (асаны)
кладет начало чисто техническому аспекту йоги. Ее
цель — положить конец телесному возбуждению.
Патанджали лаконично определяет асану: стхира-сукхан
~ «статичная и удобная» (II, 46). Вьяса
(«Йога-брахмана» II, 47) комментирует: «Поза
становится совершенной, когда усилия, направленные
на ее реализацию, исчезают таким образом, чтобы в
теле больше не было движения. А до совершенства она
доходит тогда, когда ум преобразуется в
бесконечность, то есть когда он образует из идеи
бесконечности свое собственное содержание». А
Вачаспати, комментируя Вьясу, уточняет: «Тому, кто
практикует позу, следовало бы использовать усилие,
заключающееся в подавлении естественных телесных
усилий».
Разумеется, эти формулировки, достаточно загадочные
и парадоксальные, имеют отношение к сидячей позе с
прямым позвоночником, позе, которая подходит для
медитации, и не относятся к многочисленным асанам,
предназначенным для укрепления и развития гибкости
тела, которые входят в хатха-йогу (хотя в них также
присутствует тонкий и часто непонятный аспект).
Патанджали не описывает конкретные сидячие позы,
поскольку асане должен учить гуру. А вот Вьяса дает
целую дюжину, начиная со знаменитой позы лотоса (падмасана):
ноги скрещены таким образом, чтобы ступни лежали на
бедре противоположной ноги.
Когда принята асана (то есть когда наступает своего
рода «забытье»), приходит пранаяма. У слова «прана»
(или «ана») тот же корень, что и у латинского anima.
Прана — это «то, что движется», «то, что
циркулирует», «то, что вибрирует», жизненная
энергия, которая проявляется в теле через многие
потоки, многие «дыхания». Дыхание — лишь одно из
них, но оно единственное, на что воля может
воздействовать непосредственно и влиять посредством
этого на все остальное. Мы увидим, до какой степени
в традиции хатха-йоги развилась эта наука (гл. 7, II,
А и С). Больше всего раджа-йогу интересует связь,
существующая между дыханием и психическими
состояниями. Страх, желание, радость преобразуют
ритм и амплитуду дыхания. Каждый может наблюдать,
что дыхание разъяренного человека неспокойно, тогда
как дыхание концентрирующегося человека (даже вне
какого-либо контекста йоги) само по себе
замедляется, ослабляется, а порою даже на какое-то
время прекращается вовсе. Но если наши эмоции влияют
на качество нашего дыхания, то здесь имеет место и
реверсивность. Тот, кто совершает медленное и
регулярное сознательное дыхание, приводит в
состояние покоя свой ум.
Таким образом, йог начинает с тренировок, следя за
тем, чтобы каждый вдох и выдох был как можно более
продолжительным и глубоким, не скачкообразным. Затем
после вдоха и выдоха он совершает задержку дыхания,
поначалу короткую, а затем все более долгую — по
мере своего совершенствования. Эта остановка дыхания
называется пранаямой (II, 49). Когда осуществляется
остановка после выдоха, говорят о внешней пранаяме (бахья-вритти),
когда дыхание удерживается после вдоха — это
внутренняя пранаяма (абхъяптара-вритти) (II, 50).
В более поздних текстах употребляется выражение
«наполнить глиняный кувшин» (кумбхака, дословно
-«горшочек») а выдох и вдох, в частности, именуются
соответственно рекакой и пуракой. Следующее
упражнение заключается в использовании внезапной
резкой приостановки, прерывания вдоха или выдоха в
любой момент. Это «пранаяма внезапной остановки» (стамбха-вритти).
Возобновление дыхания делается всегда на вдохе. Эти
три формы пранаямы должны «подчиняться правилам
места, времени и количества» (II, 50).
«Место» может находиться во «внешнем пространстве»,
простирающемся от кончика носа до самой нижней
точки, куда опускается поток воздуха. Йог наблюдает
со все большим вниманием возникающее ощущение от
контакта с воздухом, проходящим это расстояние. Он
также может выбрать концентрацию на «внутреннем
пространстве» своего тела или же на некотором
определенном месте, например: пупке, сердце и т. д.
«Время», то есть продолжительность каждой пранаямы,
должно регулироваться либо путем ментального повтора
определенного количества мантр в равномерном ритме
(часто - «Ом»), либо отсчитыванисм пальцев па левой
руке; существуют и другие приемы. Некоторые учителя
советуют делать равными все три фазы дыхания: вдох,
выдох, пауза (при полных либо пустых легких или в
обоих вариантах), другие рекомендуют выдох делать в
два, а паузу — в четыре раза дольше, чем вдох. Эти
техники достигают максимальной сложности и
интенсивности, особенно в тантрических формах йоги.
А вот Патанджали, упомянув три вышеназванные
пранаямы, далее довольствуется тем, что лишь
приоткрывает нам четвертую (катуртху), которая
превосходит остальные (II, 51). Итак, сообщает он
нам, «покров [кармы] исчезает, и интеллект
приобретает способность к концентрации» (II, 52-53).
На физиологическом уровне это погружение в
бесконечность может передаваться через
сверхъестественную остановку дыхания, сопровождаемую
исчезновением пульса и сердцебиения — такие явления
зафиксированы учеными у йогов во время медитации.
Йога Патанджали, или «царская йога»
Психическая структура
Предварительные дисциплины
Медитативная поза и контроль дыхания
Концентрация и медитация
Самадхи с познавательной способностью
Сверхъестественная власть
Высший самадхи и состояние «живого освобожденного»