Что читают





  • Карма-йога

    «Ты имеешь право на действие, но только на действие и никогда — на его плоды. Пусть плоды твоих действий никогда не станут для тебя побудительной причиной. И тем не менее не позволяй себе привязанности к бездействию»

  • Тантрический шиваизм

    Йог, достигающий центра колеса, там, где воедино собраны все энергии, одновременно находится в полном покое и испытывает чудесную эйфорию, поскольку может видеть то, что находится на периферии непрерывно обновляемого колеса опыта и явлений, и быть вне всего этого...

  • Кундалини-йога

    Природа кундалини — одновременно светящаяся и звучащая. Первый из этих аспектов — ссылка на «огонь», характеризующий утонченное состояние и жизненный принцип, второй соотносится с колдовской наукой, образующей существенную часть этой йоги (мантра-йога)...



Google


Йога: Медитативная поза (асана) и контроль дыхания



Принятие позы (асаны) кладет начало чисто техническому аспекту йоги. Ее цель — положить конец телесному возбуждению. Патанджали лаконично определяет асану: стхира-сукхан ~ «статичная и удобная» (II, 46). Вьяса («Йога-брахмана» II, 47) комментирует: «Поза становится совершенной, когда усилия, направленные на ее реализацию, исчезают таким образом, чтобы в теле больше не было движения. А до совершенства она доходит тогда, когда ум преобразуется в бесконечность, то есть когда он образует из идеи бесконечности свое собственное содержание». А Вачаспати, комментируя Вьясу, уточняет: «Тому, кто практикует позу, следовало бы использовать усилие, заключающееся в подавлении естественных телесных усилий».

Разумеется, эти формулировки, достаточно загадочные и парадоксальные, имеют отношение к сидячей позе с прямым позвоночником, позе, которая подходит для медитации, и не относятся к многочисленным асанам, предназначенным для укрепления и развития гибкости тела, которые входят в хатха-йогу (хотя в них также присутствует тонкий и часто непонятный аспект). Патанджали не описывает конкретные сидячие позы, поскольку асане должен учить гуру. А вот Вьяса дает целую дюжину, начиная со знаменитой позы лотоса (падмасана): ноги скрещены таким образом, чтобы ступни лежали на бедре противоположной ноги.

Когда принята асана (то есть когда наступает своего рода «забытье»), приходит пранаяма. У слова «прана» (или «ана») тот же корень, что и у латинского anima. Прана — это «то, что движется», «то, что циркулирует», «то, что вибрирует», жизненная энергия, которая проявляется в теле через многие потоки, многие «дыхания». Дыхание — лишь одно из них, но оно единственное, на что воля может воздействовать непосредственно и влиять посредством этого на все остальное. Мы увидим, до какой степени в традиции хатха-йоги развилась эта наука (гл. 7, II, А и С). Больше всего раджа-йогу интересует связь, существующая между дыханием и психическими состояниями. Страх, желание, радость преобразуют ритм и амплитуду дыхания. Каждый может наблюдать, что дыхание разъяренного человека неспокойно, тогда как дыхание концентрирующегося человека (даже вне какого-либо контекста йоги) само по себе замедляется, ослабляется, а порою даже на какое-то время прекращается вовсе. Но если наши эмоции влияют на качество нашего дыхания, то здесь имеет место и реверсивность. Тот, кто совершает медленное и регулярное сознательное дыхание, приводит в состояние покоя свой ум.

Таким образом, йог начинает с тренировок, следя за тем, чтобы каждый вдох и выдох был как можно более продолжительным и глубоким, не скачкообразным. Затем после вдоха и выдоха он совершает задержку дыхания, поначалу короткую, а затем все более долгую — по мере своего совершенствования. Эта остановка дыхания называется пранаямой (II, 49). Когда осуществляется остановка после выдоха, говорят о внешней пранаяме (бахья-вритти), когда дыхание удерживается после вдоха — это внутренняя пранаяма (абхъяптара-вритти) (II, 50).

В более поздних текстах употребляется выражение «наполнить глиняный кувшин» (кумбхака, дословно -«горшочек») а выдох и вдох, в частности, именуются соответственно рекакой и пуракой. Следующее упражнение заключается в использовании внезапной резкой приостановки, прерывания вдоха или выдоха в любой момент. Это «пранаяма внезапной остановки» (стамбха-вритти). Возобновление дыхания делается всегда на вдохе. Эти три формы пранаямы должны «подчиняться правилам места, времени и количества» (II, 50).

«Место» может находиться во «внешнем пространстве», простирающемся от кончика носа до самой нижней точки, куда опускается поток воздуха. Йог наблюдает со все большим вниманием возникающее ощущение от контакта с воздухом, проходящим это расстояние. Он также может выбрать концентрацию на «внутреннем пространстве» своего тела или же на некотором определенном месте, например: пупке, сердце и т. д.

«Время», то есть продолжительность каждой пранаямы, должно регулироваться либо путем ментального повтора определенного количества мантр в равномерном ритме (часто - «Ом»), либо отсчитыванисм пальцев па левой руке; существуют и другие приемы. Некоторые учителя советуют делать равными все три фазы дыхания: вдох, выдох, пауза (при полных либо пустых легких или в обоих вариантах), другие рекомендуют выдох делать в два, а паузу — в четыре раза дольше, чем вдох. Эти техники достигают максимальной сложности и интенсивности, особенно в тантрических формах йоги. А вот Патанджали, упомянув три вышеназванные пранаямы, далее довольствуется тем, что лишь приоткрывает нам четвертую (катуртху), которая превосходит остальные (II, 51). Итак, сообщает он нам, «покров [кармы] исчезает, и интеллект приобретает способность к концентрации» (II, 52-53). На физиологическом уровне это погружение в бесконечность может передаваться через сверхъестественную остановку дыхания, сопровождаемую исчезновением пульса и сердцебиения — такие явления зафиксированы учеными у йогов во время медитации.



Йога Патанджали, или «царская йога»
Психическая структура
Предварительные дисциплины
Медитативная поза и контроль дыхания
Концентрация и медитация
Самадхи с познавательной способностью
Сверхъестественная власть
Высший самадхи и состояние «живого освобожденного»


Сайт управляется системой uCoz