Что читают





  • Карма-йога

    «Ты имеешь право на действие, но только на действие и никогда — на его плоды. Пусть плоды твоих действий никогда не станут для тебя побудительной причиной. И тем не менее не позволяй себе привязанности к бездействию»

  • Тантрический шиваизм

    Йог, достигающий центра колеса, там, где воедино собраны все энергии, одновременно находится в полном покое и испытывает чудесную эйфорию, поскольку может видеть то, что находится на периферии непрерывно обновляемого колеса опыта и явлений, и быть вне всего этого...

  • Кундалини-йога

    Природа кундалини — одновременно светящаяся и звучащая. Первый из этих аспектов — ссылка на «огонь», характеризующий утонченное состояние и жизненный принцип, второй соотносится с колдовской наукой, образующей существенную часть этой йоги (мантра-йога)...



Google


Асаны



Согласно йоговской традиции, существует 84 сотни тысяч поз. Здесь подразумевается, что асан столько же, сколько форм жизни. Древние тексты выделяли лишь некоторые из них. «Хатха-йога-прадипика» «описывает» 15, «Гхеранда-самхита» — 32, «Шива-самхита» называет 84, однако на практике применяют только 4 (Число 84, часто появляющееся в индуистской символике, обозначает целостность. Например, 81 = 7 х 12 (7 планет и 12 знаков зодиака)).

Если говорить о различных позах, практикуемых в современной Индии, то мы обнаружим па первый взгляд действительно впечатляющую цифру: почти тысяча, — но практически все их можно рассматривать как варианты основных асан. Многие из них носят названия животных, другие связаны с растительным миром, отсылают к мудрецам или богам. Каждая символизирует что-то типа «матрицы» — формы, через которую должны пройти все существа, чтобы обрести, а затем и превзойти человеческое обличье.

Как уже было сказано выше но поводу йоги Патанджали, следует различать позы, предназначенные специально для пранаямы и медитации (две излюбленные: падмасана — поза лотоса и сиддхасана — поза сиддха), и всякого рода асаны: стоя, на корточках, на спине, на животе, вверх ногами и т.д., — а также те, которые, не будучи «гимнастическими» в западном смысле слова, предназначены для того, чтобы заметно укреплять здоровье, или, согласно принятому выражению, «побеждать смерть».

Так, изгиб позвоночника, возникающий при позе Матсиендры {матсиендрасана), стимулирует пищеварительный огонь и разбивает круг болезней («Хатха-йога-прадипика» I, 27): поза «павлин» (маюрасана) — при которой тело удерживают в равновесии па руках в горизонтальном положении — лечит увеличенную селезенку и жар («Гхеранда-самхита» II, 30). Тем не менее этот благотворный физический результат в определенной мере слегка «перехваливают», и невозможно обнаружить, чтобы какая-либо поза использовалась с одной-единственной целью, отдельно от присущего ей контекста.

Когда говорится, что поза лежа, вытянувшись на спине способствует подъему жизненного дыхания через спину («Хатха-йога-прадипика» I, 29), здесь, несомненно, присутствует аллюзия на кундалини. Одна асана притягивает прану к определенной части тела, другая открывает специфическую чакру или пробуждает оккультные возможности. Но чтобы получить более внушительные результаты, недостаточно механически принять позу. Сначала необходимо погрузить себя в состояние сознания и адекватной внутренней вибрации.

Физическое тело «следует» за тонким телом, и легендарная гибкость того, кто практикует хатха-йогу, является (или должна быть) скорее символом, следствием, чем самоцелью. Кроме того, следует знать, что асаны, чтобы произвести благотворное действие, должны удерживаться очень долго (несколько минут, а иногда и несколько часов) и сопровождаться очень точными действиями: дыхание, сокращение определенных органов, концентрация, визуализация и т. д.



Хатха-йога
Пранаяма
Мудры


Сайт управляется системой uCoz