Согласно йоговской
традиции, существует 84 сотни тысяч поз. Здесь
подразумевается, что асан столько же, сколько форм
жизни. Древние тексты выделяли лишь некоторые из
них. «Хатха-йога-прадипика» «описывает» 15, «Гхеранда-самхита»
— 32, «Шива-самхита» называет 84, однако на практике
применяют только 4 (Число 84, часто появляющееся в
индуистской символике, обозначает целостность.
Например, 81 = 7 х 12 (7 планет и 12 знаков
зодиака)).
Если говорить о различных позах, практикуемых в
современной Индии, то мы обнаружим па первый взгляд
действительно впечатляющую цифру: почти тысяча, — но
практически все их можно рассматривать как варианты
основных асан. Многие из них носят названия
животных, другие связаны с растительным миром,
отсылают к мудрецам или богам. Каждая символизирует
что-то типа «матрицы» — формы, через которую должны
пройти все существа, чтобы обрести, а затем и
превзойти человеческое обличье.
Как уже было сказано выше но поводу йоги Патанджали,
следует различать позы, предназначенные специально
для пранаямы и медитации (две излюбленные: падмасана
— поза лотоса и сиддхасана — поза сиддха), и всякого
рода асаны: стоя, на корточках, на спине, на животе,
вверх ногами и т.д., — а также те, которые, не
будучи «гимнастическими» в западном смысле слова,
предназначены для того, чтобы заметно укреплять
здоровье, или, согласно принятому выражению,
«побеждать смерть».
Так, изгиб позвоночника, возникающий при позе
Матсиендры {матсиендрасана), стимулирует
пищеварительный огонь и разбивает круг болезней («Хатха-йога-прадипика»
I, 27): поза «павлин» (маюрасана) — при которой тело
удерживают в равновесии па руках в горизонтальном
положении — лечит увеличенную селезенку и жар («Гхеранда-самхита»
II, 30). Тем не менее этот благотворный физический
результат в определенной мере слегка
«перехваливают», и невозможно обнаружить, чтобы
какая-либо поза использовалась с одной-единственной
целью, отдельно от присущего ей контекста.
Когда говорится, что поза лежа, вытянувшись на спине
способствует подъему жизненного дыхания через спину
(«Хатха-йога-прадипика» I, 29), здесь, несомненно,
присутствует аллюзия на кундалини. Одна асана
притягивает прану к определенной части тела, другая
открывает специфическую чакру или пробуждает
оккультные возможности. Но чтобы получить более
внушительные результаты, недостаточно механически
принять позу. Сначала необходимо погрузить себя в
состояние сознания и адекватной внутренней вибрации.
Физическое тело «следует» за тонким телом, и
легендарная гибкость того, кто практикует хатха-йогу,
является (или должна быть) скорее символом,
следствием, чем самоцелью. Кроме того, следует
знать, что асаны, чтобы произвести благотворное
действие, должны удерживаться очень долго (несколько
минут, а иногда и несколько часов) и сопровождаться
очень точными действиями: дыхание, сокращение
определенных органов, концентрация, визуализация и
т. д.
Хатха-йога
Пранаяма
Мудры