Что читают





  • Карма-йога

    «Ты имеешь право на действие, но только на действие и никогда — на его плоды. Пусть плоды твоих действий никогда не станут для тебя побудительной причиной. И тем не менее не позволяй себе привязанности к бездействию»

  • Тантрический шиваизм

    Йог, достигающий центра колеса, там, где воедино собраны все энергии, одновременно находится в полном покое и испытывает чудесную эйфорию, поскольку может видеть то, что находится на периферии непрерывно обновляемого колеса опыта и явлений, и быть вне всего этого...

  • Кундалини-йога

    Природа кундалини — одновременно светящаяся и звучащая. Первый из этих аспектов — ссылка на «огонь», характеризующий утонченное состояние и жизненный принцип, второй соотносится с колдовской наукой, образующей существенную часть этой йоги (мантра-йога)...



Google


Мудры



Мудрами, или «печатями», тантрическая йога именует процессы, когда сдерживание дыхания, обычно сопровождаемое бандхами, комбинируется с определенными движениями или позами, которые «запечатывают» энергию внутри тела или направляют ее к выбранному участку. Они составляют самую эзотерическую часть этой йоги, и научиться им можно только с помощью учителя, поскольку существует возможность неэффективности, а то и опасности их воздействия. Считается, что при безукоризненном выполнении мудры позволяют достичь состояния сиддхи и обрести все связанные с этим сверхъестественные способности. Их количество указывается по-разному. В «Гхеранда-самхите» упоминается 25 мудр, «Хатха-йога-прадипика» и «Шива-самхита» говорят о десяти. Мы опишем здесь только четыре.

1) Кхекари-мудра («движущийся в пространстве») в своей простой форме сводится к вращению языком таким образом, чтобы его нижняя поверхность касалась верхней части нёбной занавески. Но некоторые практикующие хатха-йогу после длительной и тщательной подготовки и при надсечении уздечки способны достать языком до точки между бровями. Они дотягиваются им до задней части носовой полости и таким образом могут перекрыть проход воздуха либо направить его с помощью кончика языка в ту или другую ноздрю.

Так адепт экспериментирует с различного рода «вкусами» (соленый, острый, горький и т. д.), а в конце - со вкусом «нектара», выделяемого в чакре Луны (сома-чакра) между аджньей и сахасрарой. Согласно тантрическому учению, именно отсюда у неинициированных выделяется тот самый «лунный эликсир», текущий к нижним чакрам и распадающийся па грубые семена, которые навсегда сохраняют цикл поколений («путь предков», противопоставленный «пути богов», который как раз и есть путь чисто духовного возрождения).

2) Випарита-карани («переключенное поведение») — другой способ помешать мозговому «лунному эликсиру» быть сожженным солнечным огнем, область которого располагается между чакрами сердца и пупка. Для этого меняют порядок обычных поз: Солнце размещают вверху, а Луну — внизу. Тут предусмотрены различные асаны: ширшасана, поза стоя па макушке; сарвангасана, поза стоя на затылке и плечах и держа ноги перпендикулярно спине; випарита-карани — поза, при которой спина находится под углом 15° относительно пола и ног. Считается, что всякое перевернутое состояние возвращает молодость «возрождая время». Согласно «Хатха-йога-прадипике»
(III, 77—82): «Тот, кто практикует эту мудру ежедневно по три часа, побеждает смерть».

3) Ваджроли-мудра («мудра молнии») получила название от нади, называемой «ваджра» или «ваджрини», второй внутренней стенки сушумны, которая управляет сексуальной энергией (кстати, «ваджра» па многозначном языке тантр означает «половой орган»). Для занятия хатха-йогой необходима нравственная чистота (но причине энергетического, а не нравственного порядка), однако на продвинутых стадиях этого обучения происходит иначе — ритуальное соитие (майтхуна), напротив, может служить опорой и доступом к Пробуждению. Тем не менее во множестве тантрических текстов, как индуистских, так и буддистских, настойчиво повторяется предписание извергать семя только для зачатия: «Умелый йог, сохраняя свой бинду, побеждает смерть: потеря бинду - смерть, сохранение бинду - жизнь» («Хатха-йога-прадипиика» III, 88).

Впрочем, то же правило существует и для партнерши, к тому же термин «раджас» («красный»), соотносящийся с женским семенем, не следует интерпретировать в узко физиологическом смысле: это больше, чем менструальное кровотечение пли вагинальные выделения, а в первую очередь тонкая светящаяся («солнечная») энергия, которую женщины-йогини также должны уметь «фиксировать» и направлять «вверх» во время соития, пока она не сольется с «белой» мужской лунной сутью. В частности, тексты сахаджия уточняют, что оба превращения у мужчины и женщины должны быть одновременными. Тогда пара испытывает «общин вкус» (самараса) - это вневременная идентичность восторга, эквивалентная высшему самадхи, который достигается в кундалини-йоге без партнера. Помимо оскверняющей радости, такие способы направлены исключительно па эту трансцендентную цель.

Впрочем,напомним, что остановка семяизвержения, чтобы привести к озарению, должна совпасть с остановкой дыхания, с остановкой любого действия либо с остановкой умственной или психической реакции (полным прекращением манаса): Те, кто не обладает этими «тремя сокровищами», не достигнет цели йоги и безнадежно заблудится в этих смелых методиках.

4) При парранмукхи-мудре («мудра лица, глядящего в другую сторону») уши закрываются большими пальцами, веки — указательными, ноздри — средними, верхняя и нижняя губа - соответственно безымянными и мизинцами. Теперь можно прислушаться к идущей внутри вибрации сушумны, являющейся не чем иным, как первородным Звуком, из которого проистекает любое проявление. Фазы слушания внутреннего звучания (нада) соответствуют этапам восхождения кундалини. Вы помните, что она в процессе восхождения проходит через три «узла».

Когда первый («узел Брахмы») пройден, говорят о раскате грома или об интенсивном жужжании растревоженного роя пчел. Случается даже, что пробужденная сила доходит до сердца одним ударом, не задерживаясь на промежуточных чакрах. Тогда йог слышит «непобежденный» звук (анахату), сопровождающийся различными звонами, похожими на тихое бряцанье украшений, например браслетов.

Когда преодолевается второй узел («узел Вишну»), новый подъем энергии сопровождается звуками другого рода, которые сравнивают со звуками цимбалов.

На третьем уровне, когда кундалини, пройдя через горловую чакру, поднимается к чакре, расположенной между бровями («узлу Рудры»), слышен звук барабана.

И наконец, когда богиня, разрушив это последнее препятствие, проникает в центральное отверстие па макушке, слышен звук флейты или вины (семиструнная лютня). Внутренний звук похож на охотника, который с помощью манка (звук колокольчика) приманивает, а затем пронзает стрелой (свистящий звук) серну (быстроногое животное, символизирующее интеллект). Когда она умирает — это самадхи, Тишина. Тогда говорят о том, что путь прерван. В сущности, для того, кто прошел путь до конца, пути уже не существует, а точнее — всё есть путь.

Таким образом, самадхи представляет собой венец тантрической йоги, что имеет место и в йоге Патанджали. Кроме того, те, кто практикует хатха-йогу, для обозначения этого высшего достижения охотно пользуются термином «раджа-йога»: «В этом не может быть достигнуто совершенство, если практикуется только хатха-йога без раджа-йоги или раджа-йога без хатха-йоги. Таким образом, совершенства можно достичь только через занятие обеими» («Хатха-йога-прадипика» II, 76).

Это совершенство по сути совпадает с совершенством, достигаемым через различные направления йоги, о которых шла речь выше. Но акцент, поставленный на могуществе, на динамическом аспекте божественного придает ему особую окраску. Тантрический йог не только «освобожденный». Это главным образом свободный человек, активно и сверхъестественно свободный. Он есть «тот, кто действует по своей воле», «для которого не существует ни греха, ни добродетели, ни неба, ни возрождения» («Маханирвана-тантра» XIV, 126). Он не «разобщил Дух и Природу». Более того, он не растворился в божественной ипостаси. Он, напротив, объединил то, что было иллюзорно отделено от этой жизни — даже от самого тела.



Хатха-йога
Асаны
Пранаяма


Сайт управляется системой uCoz